Новая линия одежды, созданная на волне событий в Крыму, вскоре появится в украинских и российских магазинах. Как рассказал "Известиям" создатель и владелец бренда "Вежливые люди", петербургский предприниматель Роман Еремян, первые партии одежды поступят на украинский рынок в течение двух недель. Пока что планируется поставлять одежду в восточную часть страны — сначала в магазины Крыма, затем Харькова, Донецка, Луганска, Одессы.
По словам Еремяна, его компания "Вива груп" сейчас ведет переговоры с 15 украинскими ритейлерами, российские магазины пока в "Вежливых людях" заинтересованы меньше. Распространять новую линейку на всей территории Украины бизнесмен не рискует.
— Марка со столь нарицательным названием в Западной Украине вместо симпатии вызовет негатив, — говорит собеседник. — В первую очередь меня интересует российский рынок как более крупный.
Идея у Еремяна родилась на волне популярности нового образа, раскрученного в СМИ на появлении в Крыму миротворцев неизвестного происхождения в масках и военной форме, без каких-либо знаков отличия. Поскольку военные не проявляли никакой агрессии к местным жителям, их стали называть "вежливыми людьми".
— Мои друзья, живущие в юго-восточной Украине, стали основным фактором запуска "Вежливых людей". — говорит Еремян. — Они ждут патриотичный бренд, олицетворяющий гордость за отечественную армию, не меньше, чем самих "вежливых людей". Новый бренд станет одним из основных трендов сезона весна-лето 2014. Первые партии, в которые войдет трикотаж, футболки, толстовки, ветровки и сумки, будут выпущены на российских фабриках — найти приемлемый вариант оказалось не так просто.
"Вива груп" выпустит три линейки одежды: молодежную, military и casual. Интернет-магазин планируется запустить через две недели. В общей сложности Еремян оценивает свои расходы на проект в 3 млн рублей — сюда входят разработка дизайна, орграсходы, подготовка рекламных материалов и изготовление пилотных экземпляров. Предприниматель, однако, подчеркнул, что "Вежливые люди" для него непрофильный второстепенный проект.
— Я не рассматриваю их как источник обогащения — скорее это что-то вроде интересной идеи по быстрой организации дела, — говорит он.
Еремян более 10 лет специализируется на гостиничном бизнесе. К концу 2000-х он, например, работал управляющим петербургского "Андерсен Отеля" швейцарской компании Evimmo AG и "Гранд-отеля "Поляна" в рамках горно-туристического комплекса "Газпрома" в Красной Поляне. В качестве своего последнего крупного заказа Еремян назвал подряд на гостинично-курортный сочинский комплекс группы компаний "Кортрос" и питерский апарт-отель YE’S по заказу ГК "Пионер" Андрея Грудина.
Новая марка бизнесмена имеет все шансы на успех, считает директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. По словам эксперта, бренд займет свободную нишу пророссийской одежды, что увеличивает ее шансы на закрепление в восточных провинциях страны.
— Этой стратегии придерживаются большинство российских компаний на Украине, — отмечает эксперт.
По словам Дорошенко, многие бренды, пришедшие из России, не спешат позиционировать себя как российские.
— С начала марта на Украине началась кампания по выявлению брендов из России, которая приводит к падению спроса на товар и, как следствие, временной приостановке деятельности некоторых компаний, — говорит эксперт.
Несмотря на падение спроса на российские бренды, в украинском интернет-магазине одежды Exclusive-ua.com с "Вежливыми людьми" готовы работать. Как отмечает представитель магазина Алексей Родченко, эклектичное военно-любезное название вызывает симпатию и "наверняка вызовет большой спрос на одежду этой марки". В сети украинских магазинов одежды "Марафон", имеющей филиалы в двух десятках городов Украины, заняли выжидательную позицию. Как отмечают в магазине, бренд должен раскрутиться, прежде чем им заинтересуются в компании и других крупных сетях.
При этом войти на украинский розничный рынок одежды с каждым годом становится всё сложнее. По словам Дорошенко, большая плотность торговых точек, низкий заработок и нестабильный курс доллара делают его все менее привлекательным для российских брендов одежды. Как пояснили "Известиям" в киевской консалтинговой компании "Украинская торговая гильдия", спрос на российские товары с начала этого года упал на 20–30%.