Сегодня в Казани прекращает работу единственный оставшийся в городе магазин калининградской продуктовой сети «Вестер». Он располагался в ТЦ «Грани» на улице Арбузова. Закрытие совпало с объявлением о продаже основателем сети Олегом Болычевым коммерческой недвижимости и бизнес-процессов торговой группы в России. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что, несмотря на заявленные до кризиса масштабные планы, «Вестер» так и не смог занять какого-либо заметного места на казанском рынке.

В пресс-службе ритейлера не комментируют данную информацию, но представитель арендодателя — "ASG групп" — подтвердил, что магазин прекращает свою работу.

«Продовольственный ритейлер «Вестер Гипер» являлся нашим арендатором с 2007 года. Между нашими компаниями был подписан долгосрочный договор аренды сроком на 10 лет. На сегодняшний день у компании существуют определенные внутренние проблемы, о чем свидетельствует закрытие магазинов в других городах страны, в частности, в Ижевске и Набережных Челнах. Предполагаем, что это влияние мирового финансового кризиса. После открытия дела у «Вестера» шли довольно неплохо, о чем косвенно можно было судить по очередям на кассах и заполненной парковке, — рассказывает Мурат Ахмеров, заместитель генерального директора управляющей компании «АС Менеджмент». — Вероятно, осложнения вызвали ошибки менеджмента и долговая нагрузка сети. Знаем, что предпринималась попытка открытия «Вестера» на цокольном этаже в «Корстоне», но буквально через несколько месяцев ритейлер прекратил свою деятельность».

Площадь, занимаемая «Вестером» в ТЦ «Грани», составляла 4850 кв. метров. По данным участников рынка, на нее претендуют елабужский «Эссен» Барышева, либо за счет этой площади может расшириться недавно открывшийся комплекс «БигЗур». Помимо супермаркета в «Корстоне», на сайте ритейлера еще значатся уже закрытые магазин на улице Татарстан, 7 и челнинский супермаркет в ТЦ «Палитра».

Напомним, что первый «Вестер» в Казани открылся в сентябре 2007 года в ТЦ «Грани». Тогда же компания объявила о своих планах к 2010 году ввести в столице Татарстана еще как минимум четыре магазина и занять 10% рынка сетевого ритейла в республике. Объем направленных инвестиций в проект составил $3 миллиона. Чуть ранее, в августе 2007 года, открылся супермаркет в Набережных Челнах торговой площадью в 2,3 тыс. кв. метров. Правда, к планам занять 10% казанского рынка местные игроки отнеслись довольно скептически, и похоже, оказались правы.

Калининградский ритейлер, развивавший все основные форматы — гипермаркеты, супермаркеты, магазины "у дома", в кризис не смог обслуживать текущие кредиты. В итоге основатель Олег Болычев в 2009 году был вынужден в счет реструктуризации кредитов переуступить 51% сети дочерней структуре Сбера — «Сбербанк Капитал», пополнив копилку непрофильных активов банка.

Буквально на днях в интервью корпоративной газете (она датируется шестым марта) председатель совета директоров Болычев заявил, что выставил на продажу торговые помещения площадью около 100 тыс. кв. м сети в Черноземье, Приволжском регионе, Оренбурге, Кургане, Ярославле, а также бизнес-процессы. В том же номере газеты Алексей Могила — аналитик компании Penny Lane Realty, объясняет это решение тем, что с 2008 года ритейлеру не хватало средств для пополнения оборота, и добавляет, что не оправдалась надежда на открытие кредитной линии в Сбербанке. Могила оценивает стоимость предложения Болычева с учетом кредитных долгов (это около $120 млн.) в $370 миллионов.

Ситуацию для газеты «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Леонид Рахимов — генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент»:

— Закрытие связано с неверным руководством компанией, неверно выбранными целями и неверными методами достижения этих целей. Все компании уходят на дно по одной и той же причине: забывают, почему стали великими, что-то сделали или открыли. Источник, откуда брались деньги на открытие, иссяк. Далее история такова, что либо была неправильная маркетинговая составляющая, либо проект просто не пошел. В каждом бизнесе имеет большое значение личное участие какого-либо талантливого управляющего, который нашел свою нишу и лучше всего ее эксплуатирует.

«Вестер» выбирал для расположения своих магазинов места непонятные. Закрытие компании – единственный понятный момент во всей непонятной ее истории. Продукты компании были неопределенного свойства. На татарстанском рынке фуд-ритейла «Вестер» не имел никакого существенного значения.

Максим Шабашов — управляющий ТЦ «Молл Парк Хаус»:

— «Вестер» не занимал на рынке никакую нишу. Кризис этой компании – давняя история, ее магазины закрылись практически во всех регионах России. Казань – один из последних регионов, где они еще живы. Трудно назвать причину закрытия, потому что нужно знать внутреннюю кухню. В то время когда рынок рос, они закрывались. Это говорит о том, что, наверное, были какие-то проблемы внутри компании.

Возможно, проблема и была в том, что они никак не могли себя спозиционировать, не выбрали ту аудиторию, на которую ориентированы. Потеря для рынка будет незаметной. Может быть, пострадают жители близлежащих домов, и то не сильно.

Справка

«Вестер» — торговая продуктовая сеть. Компания «Вестер» была основана в Калининграде в 1990 году. По состоянию на начало текущего года сеть «Вестер» объединяет 47 магазинов различного формата в 19 российских городах: 16 супермаркетов, 15 гипермаркетов и 16 магазинов «у дома». Общая торговая площадь объектов превышает 100 тыс. кв. метров. При этом в собственности «Вестера» находятся только 16 магазинов общей площадью порядка 50 тыс. кв. м, все остальное находится в аренде, а также дистрибуторский центр и склад. Кроме того, компании принадлежат шесть земельных участков общей площадью примерно 210 тыс. кв. м, которые подходят под строительство нескольких гипермаркетов площадью около 60 тыс. кв. метров. Прогнозная выручка сети в 2011 году составляет 13 млрд. рублей (около $450 млн.).

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar