С начала кризиса количество магазинных краж возросло в 2-3 раза. При этом торговцы уверены, что покупатели воруют не от крайней нужды. Маргарита П. ежедневно заходит в один из самых популярных супермаркетов в центре города и каждый раз выносит оттуда пару глазированных сырков и что понравится из лотков на кассе — конфетки, жвачку. "Они не вешают "сигналки" на вещи до 500 рублей. Мы и алкоголь выносили прямо в руках, главное, чтобы люди около кассы толпились", — рассказывает она.
С началом кризиса количество магазинных краж выросло в некоторых случаях в 2-3 раза. У отдельных ретейлеров показатели лучше. К примеру, в "Ленте" за первые полгода 2009 года рост воровства составил "всего" 33%, при этом сотрудники магазинов и ЧОП задержали с января по июнь 15 216 несунов (то есть в среднем на каждый гипермаркет сети приходится около полутысячи воришек). Тревогу бьют, как ни странно, не правоохранительные органы, а ретейлеры. По их данным, убытки исчисляются сотнями миллионов долларов в год и практически сопоставимы с рентабельностью.
Миллион краж Вероятно, срабатывает психологическая установка "кризис все спишет". По этим соображениям граждане прекращают платить по кредитам, даже имея необходимые средства, предприниматели задерживают платежи контрагентам, а работодатели снижают зарплату. "Кражи являются большой проблемой для нашей компании, потому что списание идет с чистой прибыли. Кражи и порчу товаров на себестоимость относить нельзя. По результатам 2008 года зафиксировано 250 тыс. случаев воровства из наших магазинов, причем это только те случаи, которые дошли до суда. Количество задержаний исчисляется сотней тысяч эпизодов в месяц. Если взять статистику за год, то можно говорить о цифре в 1 млн зафиксированных случаев", — констатирует Александр Павлов, директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group.

Среда заела
По данным компаний, потери от воровства достигают порой 2-3% от объема продаж (всего, по данным "Петростата", за I квартал в городе было продано продовольственных товаров на 57,5 млрд рублей). Сейчас, когда сети закредитованы и дешевых денег на рынке нет, ретейлеры взялись считать каждую копейку. Звучало даже предложение изменить Налоговый кодекс РФ таким образом, чтобы относить кражи на себестоимость продукции. Яков Гилинский, профессор СПбГУ, полагает, что обострение клептомании в период кризиса естественно. Число краж из магазинов увеличивается, как и уровень преступности в целом, — статистика, фиксирующая случаи мошенничества, грабежей, разбойных нападений, неуклонно ползет вверх. Однако, как выясняется из опроса торговцев, "покупатели" крадут не из крайней нужды. На продукты самой первой необходимости, такие как хлебобулочные изделия, приходится лишь незначительный процент случаев.
"Ценность продукта не только в том, чтобы украсть и съесть, но в том, чтобы перепродать. С этой точки зрения кусочек сыра или банан никакой ценности не представляют, — говорит Александр Павлов. — Большим спросом пользуются палка колбасы, кофе, чай, алкоголь". Промышляют таким видом "заработка" отнюдь не люмпенизированные слои населения. Зимой среди воришек нередко попадаются гражданки в норковых шубах, к подкладкам которых крючками крепятся колбасы твердого копчения. Летом количество выявленных краж резко возрастает из-за того, что, не имея на себе плотной одежды, прикарманить что-либо более затруднительно. Такой несун легче попадает в руки охранника.
В "Ленте" рассказали еще об одном кризисном тренде: в последнее время участились кражи покупателями в составе групп из двух-трех человек, а также несовершеннолетними детьми, находящимися без присмотра родителей, и работниками клининговых компаний.
Впрочем, социальный фактор все-таки нельзя недооценивать. В магазине сети "Азбука вкуса", ориентированной на покупателя с уровнем достатка значительно выше среднего, рассказали, что у них крадут гораздо реже, чем в "среднем по рынку", не больше 0,5 % от оборота.

Классовый антагонизм
В Интернете и социальных сетях обитают десятки сообществ, которых объединяет стойкая нелюбовь к ретейлу. "Они (сетевики) завышают цены в два, а то и в шесть раз. Мы не хотим переплачивать", — формулирует кредо "сообщников" Маргарита. При этом она не считает свое поведение ни хобби, ни дурной привычкой. Мотивировка примитивна, как мычание: "просто хочется". "Почти каждый мой знакомый вынес из ночного клуба пивную кружку (или любое другое стеклянное изделие), и часто можно поймать себя в разговоре с ними: "у меня дома 15 бокалов, а у меня 14 чайных наборов". Я приношу домой ключи от камер хранения, занавески из поездов, в которых я ездила (на память), но никогда не ворую у друзей и дома", — рассказывает она. Клептоманы по убеждению уверены, что из магазина можно вынести все что угодно, сняв предварительно "биперы" отверткой, включая одежду, и даже, если нужно, садовые грабли. "Охранникам все равно. Они стоят там сутками и под вечер думают уже о том, как бы поскорее оттуда свалить, и о том, что за работу, на которой они ничего не делают, они получают по 90 рублей за час", — делятся своими соображениями убежденные клептоманы.
Легкость, с которой собственность сетевиков плавно перетекает в карманы покупателей, минуя кассу, объясняется существованием наработанных схем воровства, которые не могут победить даже самые современные методы противодействия хищениям. Точную статистику владельцы сетей разглашать не любят, однако все признают, что до трети случаев хищения ценных продуктов совершается по обоюдному сговору между "покупателями" и кассирами. Популярен такой вид кражи, когда клиент потребляет продукт — пиво, сок, мороженое и т.д. — непосредственно в магазине, а потом забывает предъявить упаковку на кассе. Корпоративный кодекс некоторых магазинов прямо предписывает охраннику не пресекать такие случаи, чтобы не поколебать лояльность клиента, который львиную долю покупок все-таки оплачивает.

То ли у него украли, то ли он украл
Психологическая атмосфера в бизнесе сейчас такая, что каждый на всякий случай старается урвать последнее. И кражи покупателей — это не самая большая проблема экономической безопасности в ретейле, хотя их число, безусловно, многократно возросло. Точной статистики нет ни у кого, она была бы яркой иллюстрацией анекдота "то ли у него украли, то ли он украл".
Все имеющиеся сведения основаны на опросе сотрудников службы безопасности магазинов. Главная проблема, когда сам персонал начинает воровать. Когда в компаниях происходят массовые сокращения персонала, возрастает число людей, которые стараются напоследок что-то урвать.
Еще большую опасность представляет торговля инсайдерской информацией — об условиях поставок, льготах при закупках, которые получают поставщики, и т.д. В период нестабильности на рынке эта информация тоже сливается ворам.
В таких условиях единственной действенной мерой борьбы с хищениями становится негласный контроль за ключевыми сотрудниками, обладающими способностями распоряжаться ресурсами компании. Это более серьезная проблема, чем воровство покупателей, кассиров, продавцов, администраторов, грузчиков и охранников.
(Павел Герасимов, доцент кафедры анализа и экономической безопасности Финансовой академии при правительстве РФ)

Черных списков мы не делали 
У нас уровень краж достигает 1-1,5% от выручки. У нас есть и система "антивор", и видеонаблюдение, и антикражное оборудование в полном ассортименте.
Из-за кризиса оборот сети немного упал, но роста краж последняя инвентаризация не зафиксировала. Ни больше, ни чаще у нас не воруют. Когда нет надлежащего контроля, к рукам персонала прилипает все, что плохо лежит. Поэтому со всеми сотрудниками заключен договор материальной ответственности, персональной и коллективной.
Черных списков покупателей мы не делали. Если кого-то ловим на воровстве, вызываем милицию, составляем акт или отпускаем под честное слово, что к нам воришка больше не придет. Сотрудники это отслеживают. Фейсконтроль получается. Крадут вообще все: и дорогие продукты, и дешевые, и литр водки, и пирожок за 10 рублей. Ассортимент разнообразен. Существуют различные схемы, как воровать. Порой покупатель это делает в сговоре с кассиром — один делает вид, что платит, второй — что пробивает чек.
"Добыча" делится пополам. Несмотря на то что есть самые совершенные технические методы противодействия кражам, эффективнее всего, когда персонал присматривает друг за другом и сообщает начальству.
(Иван Брашовяну, генеральный директор ООО "Русский каравай")

Покупатель не такой уж злодей
В России в разные исторические периоды кражи из магазинов достигали 10%, так было в 1990-е годы и позже, когда магазины или сети строились на продажу и на всякие "мелочи" никто внимания не обращал. Сейчас приемлемым объемом потерь из-за краж считается 1% от оборота. Я бы даже сказал, что это тот уровень, который искоренить в принципе невозможно. Поэтому охранник, даже видя, что покупатель выносит неоплаченный товар или потребляет продукт на месте, не беспокоит его. В некоторых гипермаркетах это даже зафиксировано во внутренних инструкциях служб безопасности.
Покупатель как потенциальный вор не настолько опасен, как персонал магазина. Вспомним советские годы. Когда не было открытой выкладки товаров, крали продавцы — и у государства, и у покупателя, которого и обвешивали, и подменяли товар и т. д. Теперь открытая выкладка и самообслуживание торжествует. Скоро и кассы станут полностью
автоматизированными. Казалось бы, по мере развития самообслуживания кражи должны достигать колоссальных объемов, но этого не происходит. Ведь покупатель может унести в лучшем случае ящик водки, у персонала возможности гораздо больше. До сих пор бывают случаи, что грузовики с товарами исчезают, не доезжая до ворот магазина.
(Даниил Сомов, управляющий партнер "Ритейлер групп")

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments