Концепты превращаются в реальные устройства, азиатские компании теснят конкурентов во всех сегментах рынка потребительской электроники, Microsoft больше нечем поразить публику — таковы в общих чертах результаты выставки Consumer Electronics Show, прошедшей в США в пятый раз.

Мировое шоу

В Лас-Вегасе шоу хватает: практически в каждом крупном отеле-казино на Стрипе и бульваре Лас-Вегас — либо цирк, либо эстрада, либо другие развлечения "звездного" уровня; публика на них соответствующая: понаехавшие тратить деньги граждане США и гости Америки. Однако раз в год, в январе, самым посещаемым и массовым шоу в Вегасе становится выставка достижений электронной промышленности Consumer Electronics Show, а ее участники и посетители, мало похожие на обычных туристов, составляют чуть не половину всех гостей в отельных коридорах. В этот раз, по сведениям организаторов, на выставку собралось такое количество народу, что событие поставило сразу три мировых рекорда. По количеству участников выставки (в этом году их было 3,1 тыс.), по площадям, занятым под стенды (173 тыс. кв. м) и по количеству посетителей (без малого 153 тыс. человек). Что характерно, по всем этим показателям CES уже давно соревнуется только сама с собой: ближайшие конкуренты, MWC в Барселоне и IFA в Берлине, оперируют цифрами в 2-3 раза меньшими.

По всеобщему признанию, в этом году CES в еще более заметной степени, чем раньше, продемонстрировала свою шоу-составляющую: ни одной заметной ультрафутуристической новинки на уровне гигантов индустрии (небольшие фирмы как раз неплохо поупражнялись в технологиях послезавтрашнего дня), зато каждый крупный игрок постарался сделать из своего стенда настоящую конфетку. Да и драматургия присутствовала: один из главных участников шоу, Microsoft, с большой неохотой согласился снова выставиться на CES и объявил, что это точно в последний раз. Версии отказа разнятся: официальные лица компании говорят о том, что участие в выставке стоит дорого, а приносит слишком мало; злые языки с тематических веб-ресурсов выражаются в том смысле, что продукция Microsoft на CES никому уже давно не интересна, и уход с выставки — это просто констатация факта. Можно принять официальную версию, если вспомнить, что CES и его аналоги традиционно игнорируют титаны IT-индустрии — Google, Apple, Facebook,— хотя в опосредованной форме все они присутствуют. Вроде бы Microsoft собирается присоединиться к этой успешной тусовке. Однако и язвительные замечания техноблогеров тоже не на ровном месте появились: выставочный стенд Microsoft, один из самых обширных на выставке, привлекал заметно меньше народу, чем расположенные рядом площадки Intel, Motorola и LG. И это несмотря на традиционное предложение бесплатно поиграть в подвижные игры с использованием Kinect и Xbox 360 и отдельный стенд с подборкой лучших смартфонов на операционной системе Windows Phone Mango.

Следует при этом отметить, что упомянутая операционка и еще один программный продукт Microsoft, ОС Windows 8, были сами по себе довольно широко представлены на стендах других производителей. Скажем, один из крупнейших изготовителей микрочипов для мобильной техники, компания Qualcomm, на выставке демонстрировала работу системы на своем процессоре Snapdragon S4, которая управлялась Windows 8 и поддерживала сети четвертого поколения LTE. А Windows Phone Mango и вовсе признали "мобильной операционкой CES-2012": она собрала наибольшее количество положительных отзывов от экспертов, прочащих ей активный рост рыночной доли. А значит, за отказом Microsoft от участия в CES кроется все же нечто большее, чем желание избежать позорно малой посещаемости своих стендов.

Наступает Восток

Притом что CES официально считается международной выставкой, главные новинки на ней ориентированы на американский рынок. Интересно в этом смысле обнаружить, что самое активное наступление на него в наступившем году разворачивают компании из Южной Кореи и Китайской Народной Республики. Про первых понятно: они в США давно и надолго, вопрос доминирования над местными фирмами стоит всегда и при каждой удобной возможности обостряется. Вторые, очевидно, успешно пережили этап, когда анонимно работали на американские бренды, и теперь собираются овладеть рынком уже под своими именами. Континентальный Китай представляли на выставке как гиганты наподобие Huawei, так и куча мелких фирмочек по производству зарядных устройств для автомобилей или чехлов для i-техники.

Тренд доминирующего Востока во всей красе проявился и в выборе самой заметной компании на CES: за это негласное, но почетное звание из американских фирм боролся фактически только Intel, и то добрая половина устройств с его новыми чипами принадлежит азиатским производителям. В результате главной компанией CES-2012 большинство тех, кто на эту тему высказывался, окрестили корейцев Samsung. Обозреватель блога TechCrunch Джон Биггз даже позволил себе утверждение, что Samsung — это такой новый Apple, после чего под его заметкой на сайте появилось множество гневных комментариев непримиримых яблокофилов. Поводом для лестных эпитетов в адрес корейской фирмы стала целая череда ее достижений, которые она успешно подытожила на выставке в Лас-Вегасе. Во-первых, она вплотную приблизилась к лидеру мирового рынка мобильных устройств, компании Nokia, продав в 2011-м 300 млн сотовых телефонов. Во-вторых, Samsung вот уже который год держит первое место по продажам телевизоров. Согласно официальной статистике компании, к ноябрю 2011-го она продавала примерно два телевизора каждую секунду. И если представителей так называемого Smart TV среди них до сих пор было не много, то в наступившем году расширенный вариант привычного телевидения будет доступен в каждом новом аппарате Samsung. При этом всю продаваемую технику корейцы способны изготавливать самостоятельно, не обращаясь к сторонним производителям за комплектующими. Apple, к примеру, такой роскоши пока себе позволить не может и регулярно заказывает тому же Samsung чипы для своих телефонов и планшетников. Отсюда возникает "в-третьих": корейцы оказались удачливее конкурентов в создании единой экосистемы для всех своих устройств. Подобным проектом технологическая индустрия бредит уже больше десяти лет, но до сих пор это выглядело как научная фантастика 50-х годов ХХ века: с одной стороны, впечатляюще, с другой стороны — антиэргономично и в чем-то даже жалко. С развитием беспроводной связи, предельной миниатюризацией чипов и возникновением облачных сервисов мечта о доме, где все электроприборы увязаны в единую сеть, стала обретать более внятные очертания, и к 2012 году именно Samsung показал нечто похожее на прототип, а не на очередной концепт. Понятно, что условностей в нем тоже хватает, но вот холодильник с выходом в интернет, который умеет составлять список нужных покупок и публиковать его в Facebook своего хозяина, уже есть, целых две модели. При помощи Wi-Fi-модуля его можно связать со смартфоном, планшетником и персональным компьютером, туда же добавляется система Smart TV, туда же — "умное окно" Smart Window, 46-дюймовый прозрачный тачскрин, который можно украсить виджетом с текущей погодой или часами, затенить при помощи приложения "электронные жалюзи" или вовсе превратить в зеркало. Можно было бы сказать, что все это строительство экосистем преждевременно и не столь востребовано широкой публикой как, например, недорогой надежный планшетник. Но Samsung явно извлек массу уроков из опыта одного из главных создателей взаимосвязанных продуктов, компании Apple, и тему не оставит. На этом фоне очень логичными выглядит сообщение, что компания в 2012 году собирается потратить на собственное развитие $41,7 млрд — почти в четыре раза больше, чем один из ближайших конкурентов, концерн LG Group. Помимо этого Samsung обещает построить еще больше заводов и взять на работу 26 тыс. человек. Финансовая конъюнктура планам благоприятствует: только за четвертый квартал прошлого года компания заработала $4,5 млрд.

Техника с умом

Решительно все крупные участники CES-2012 уделили много внимания телевизионным системам. Но если год назад считалось, что оживлять хиреющий на глазах телевизионный сегмент предстоит 3D-телевизорам, то теперь акцент сместился в сторону системы Smart TV. Конечно, ТВ-устройства с поддержкой трехмерного изображения по-прежнему занимают видное место на стендах компаний, и вариации на тему приборов с OLED-экранами выглядят весьма достойно. По крайней мере, именно на таких телевизорах изображение настолько яркое и красочное, что не выглядит тускловатым в 3D-очках, как сейчас. Но подобная техника по-прежнему проходит в самом верхнем ценовом сегменте и не делает серьезных цифр в общей массе продаж. В смысле привлечения большого количества новых пользователей платформа Smart TV, безусловно, гораздо более верный шаг. Появление телевизора с выходом в интернет для просмотра онлайн-роликов, с социальными сетями и их like и share, с подключением к различным службам доставки цифрового контента, с возможностью подсоединяться к персональной мобильной технике наконец поможет вернуть к голубым экранам тех, кто плотно пересел за компьютер и возвращаться не собирался. Да и у новых пользователей будет меньше причин отрываться от своего ТВ для того, чтобы, например, почитать ленту новостей в Facebook. Одним из главных локомотивов Smart TV является компания Google, которая соучаствует в означенных проектах сразу нескольких производителей. Google торопится успеть, пока не произошло неизбежное — выход Apple-телевизора. Если уж даже президент Sony ждет этого события как точки, после которой индустрия больше не будет такой, как прежде, то Google хочет встретить этот момент во всеоружии и желательно уже обладать некоторой долей нового рынка. Что немаловажно, компания планирует обзавестись на все свои теленовинки правильно оформленными патентами, которые при случае помогут не то что отбиться от Apple, а, может, даже сделать наконец конкурентов ответчиками.

Широко обсуждавшейся на CES-2012 темой стало соревнование планшетных компьютеров и ультрабуков. К выставке стало понятно, что обещанное в начале 2011-го вытеснение с рынка планшетниками всех прочих портативных компьютеров в полной мере не состоялось. Сегмент Tablet PC в наступившем году, возможно, ждет массовое появление недорогих и надежных образцов (скорее всего, под Android), которые положат конец гегемонии iPad и его клонов. Пока же их преимущество перед ноутбуками очень условно, а активное продвижение на рынок формата "ультрабук", в чем особенно усердствует Intel, обещает сделать борьбу между планшетниками и лэптопами еще более напряженной и непредсказуемой, и главные события еще впереди.

Не самым массовым, но весьма радующим трендом CES-2012 стала борьба за водонепроницаемость устройств. Опыт пользователей, которые год от года топят все больше мобильной техники, наконец-то породил ответную реакцию производителей: функцией водоотталкивания обзаводятся не только гаджеты для любителей экстремального спорта, но и линейки обычных аппаратов. В числе пионеров направления оказались японцы Fujitsu: они разработали линейку waterproof-устройств Arrows, представители которой — что смартфоны, что планшетники — выдерживают погружение в воду на глубину до 1,5 м и могут находиться там до получаса. По начинке это вполне обычные Android-аппараты, по цене они тоже не будут сильно отличаться от других представителей сегмента, продаваться будут под брендами ведущих сотовых операторов. Другие компании, например ZAGG и P2i, предложили на стадии производства наносить на гаджеты нанопленку с водоотталкивающими свойствами. В случае успешного лицензирования технологии и удачных переговоров с главными изготовителями техники небольшие технокомпании сказочно обогатятся, а пользователи получат устройства, которые можно безбоязненно макать в воду, уже через год.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments