К сожалению, исчезновение книжных магазинов с литературной карты страны продолжается. Многие годы в России нет ведомства, курирующего книгу как бесспорную составляющую часть культурного пространства страны, отсутствует официальная статистика книжной инфраструктуры. В условиях слабого межведомственного взаимодействия лидеры отрасли пытаются объяснить чиновникам социальную значимость и необходимость признания книги культурной ценностью, а книжной торговли – социальной деятельностью. Экономический кризис последних лет лишь усугубляет эти явления. Условия коммерческой аренды, налоговая база и низкая рентабельность ставят книжные магазины в заведомо невыгодные условия и вынуждают расширять некнижный ассортимент.
Нужны ли книги и книжные магазины государству, что скрывается за фасадом ярких мероприятий "именных годов", каковы отраслевые инициативы, которые непросто сформулировать и донести, а ещё сложнее отстоять во властных коридорах? Об этом и многом другом – в интервью "УК" с Президентом АСКР, Генеральным директором "Московского Дома книги" Надеждой Михайловой.
— Надежда Ивановна, завершился Год культуры, на который книжная отрасль возлагала серьёзные надежды. Как Вы оцениваете его эффективность? Каких результатов удалось достигнуть, а что осталось лишь на бумаге?
— Действительно, у книжного сообщества были большие надежды, в первую очередь на возвращение книги в культурное пространство России, где она была исторически, но откуда за последние два десятилетия "выпала" в силу разных причин. 24 декабря 2014 г. Президентом РФ были подписаны "Основы государственной культурной политики", в которых появились понятия "книжный магазин", "книгораспространение", "чтение", т.е. то, на чём мы настаивали и за что боролись. Возможно, это первый шаг, который позволит и чиновникам, и обществу осознать, что книжная торговля в большей степени культурная и социальная деятельность, нежели коммерческая.
Инициатив было немало, на каждом заседании Оргкомитета по проведению Года культуры поднимались разные вопросы, касающиеся и книги, и чтения, и сохранения книжных магазинов. Но выявилась серьёзная и пока неразрешимая проблема: оказалось, что книгораспространение не входит в сферу компетенций ни одного из государственных ведомств. Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед отраслью, — это возвращение книжных магазинов в ведение какой-либо государственной структуры. Если книга — действительно культурная, образовательная, духовная, нравственная ценность, то регулировать эту сферу должно государство. В детских домах сегодня, по существу, нет книг, в сельской местности и малых городах отсутствуют книжные магазины, и это должно стать заботой государства. Для того чтобы книга была доступной, книжные магазины должны быть везде, а с каким ассортиментом и в каких пропорциях — это уже вопросы второго плана.
Я неоднократно говорила о том, что мы можем сколько угодно проводить встречи с писателями и призывать людей к чтению, но поскольку книжные магазины — это основной канал доступа населения к книгам, то они должны иметь экономические предпосылки существования в нашем государстве. И если государство не будет заниматься этой проблемой, то мы и в дальнейшем будем наблюдать печальную картину, так как магазины закрываются и возможностей выживать в качестве коммерческих предприятий у них на сегодняшний день нет.
— Стартовал Год литературы. Как Вы считаете, появился ли у книжников шанс продолжить лоббировать свои интересы?
— Как ни парадоксально, но шансов мало. В Оргкомитете по проведению Года литературы нет представителей ни одного регионального книжного магазина, ни одной региональной книжной сети и ни одной отраслевой ассоциации. Как мы можем продвигать книгу в регионы, лоббировать свои интересы, если нет структуры, на которую можно было бы опереться? Поэтому рассчитывать на то, что Год литературы приведёт к каким-то ощутимым результатам, бессмысленно.
По большому счёту это всероссийская PR-акция, в программе которой конкурсы и фестивали. Уверена, что было бы гораздо эффективнее выезжать в регионы, проводить там книжные выставки, обсуждать региональные проблемы на местах и решать их с привлечением региональной власти. Только так мы смогли бы понять общую картину, поскольку сегодня всё, что касается количества и состояния магазинов, весьма приблизительно: условные цифры кочуют из одного отчёта в другой, а реального подтверждения им не существует. При этом мы совершенно точно знаем о том, что в России существуют огромные пространства, где книжных магазинов нет. О каком чтении тогда можно говорить? Государство и отрасль должны предоставить людям возможность выбора способа чтения: взять книгу в библиотеке, купить или почитать в Интернете.
Учитывая, что население России — более 140 млн человек, 1000 магазинов на всю страну — это предельно низкий уровень.
— Какие законодательные инициативы есть у АСКР на сегодняшний день?
— Я вошла в рабочую группу по подготовке Федерального закона "О культуре". Разумеется, в процессе подготовки документа был внесён весь блок предложений, касающихся книги, книжной торговли.
Напомню, что в конце 2013 г. на Российском литературном собрании Президент РФ В.В. Путин обратил внимание на необходимость оказания помощи книжным магазинам, и Минэкономразвития России рассматривает все предложения АСКР. Однако то, какой документ попадёт к Президенту РФ на подпись, зависит от многих структур и ведомств, которые так или иначе занимаются книгой. И между ними взаимодействия, к сожалению, нет, а есть ведомственные интересы, которые превыше всего.
— Каково Ваше отношение к инициативе Минкультуры России по открытию книжных магазинов в учреждениях культуры? Вы принимали участие в рабочих встречах по этому вопросу. Какие, на Ваш взгляд, должны быть созданы условия, чтобы проект реально заработал?
— Я не понимаю библиотеки в их неприятии книжных магазинов на своих площадках. У нас общая задача: вернуть людей к чтению. Какой способ они предпочтут — прочитать в библиотеке или приобрести в магазине — это уже другой вопрос. Мы обязаны создать пространство и возможность выбора, поэтому категорически нельзя рассматривать книжные магазины и библиотеки как противоборствующие структуры. Нас объединяет социальная составляющая, мероприятия, которые проводят и библиотеки, и музеи, и книжные магазины. Всё это может привлечь нечитающую аудиторию. В тандеме с учреждениями культуры это сделать гораздо проще.
Надо пробовать все возможности и начинать надо с простого, открывать магазины там, где есть площади, удачное месторасположение и, конечно, желание руководителей экспериментировать и расширять уровень сервиса своих учреждений. И ещё один немаловажный момент: в процессе обсуждения этой инициативы региональные ритейлеры высказывали опасения, что лучшие места в библиотеках и музеях будут заняты федеральными сетями, а всё остальное по остаточному принципу будет делиться между ними. Это стоит учитывать на этапе подготовки документов, и в целях поддержки региональных книготорговцев приоритет должен отдаваться им.
— Более года назад был анонсирован проект РКС, Роспечати и РБА "Культурная карта России", включающий оценку инфраструктуры чтения отдельных регионов по ряду параметров: библиотеки, традиционное и онлайн-книгораспространение, информационная поддержка… Как Вы оцениваете практическую эффективность такой инициативы?
— Уверена, что на сегодняшний день это очень важный проект, но его судьба зависит от того, кто его будет представлять и насколько инициативными и ответственными будут эти люди. На мой взгляд, сегодня нет ничего важнее анализа инфраструктуры рынка, но проект должен быть системным и им должен заниматься кто-то конкретно. Общественные организации — РКС или АСКР — в одиночку не смогут продвинуть эту инициативу, должно быть сильное лобби и политическая воля.
Поскольку эта Карта не просто литературная, а культурная, то проект должен охватывать и музеи, и театры, и галереи, и кино, т.е. быть максимально широким. Это связано с межведомственным взаимодействием, с которым не так всё просто.
— Как Вы оцениваете перспективы независимого книгораспространения, небольших книжных магазинов в России?
— Вы знаете, когда мы перенимаем терминологию других стран, то мало задумываемся, что за этим стоит. Для США и крупных европейских стран вполне закономерно, что есть крупные сети и независимая от них розница. А когда в России говорят о независимых магазинах, мне всегда хочется спросить: "Независимых от кого?" От "Нового книжного"? От "Московского Дома книги"? Но я как президент АСКР борюсь за одинаковые права для всех книжных магазинов, просто за их существование в России. Мне бы хотелось, чтобы у нас не просто было много не зависимых непонятно от кого магазинов, а чтобы мы консолидировались в защите своих прав.
Серьёзными отраслевыми проблемами, видимо, сложившимися исторически, являются отсутствие единства и неумение объединяться. По этой причине у нас не получается чётко формулировать свои требования, вовремя их доносить до ведомств и отстаивать. И этому надо учиться, например, у того же библиотечного сообщества, внутри которого тоже немало проблем, но оно выявляет общие задачи, консолидирует отраслевое мнение, формулирует грамотные предложения и выносит их на обсуждение. И их мнения начинают слышать. Нужно работать всем вместе, вопреки личным амбициям, если мы хотим добиться чего-то от государства.
Если книжная торговля не нужна Минкомсвязи России, то следует налаживать отношения с Минкультуры России. В Европе, кстати сказать, книжные магазины относятся к министерствам культуры, и в программе каждого министра культуры есть блок, посвящённый книжной торговле. Само понятие книги, безусловно, в сфере культуры. И мои вопросы о том, закреплено ли это законодательно, вызывают искреннее удивление у зарубежных коллег. Книга — это априори культурная ценность, и, само собой, её курируют министерства культуры 25 стран ЕС. Но у нас, видимо, свой путь, и мы пока доказываем связь книги и культуры. К сожалению, выросло уже не одно поколение чиновников, которые этого не понимают.
— Какие планы по взаимодействию АСКР с новыми субъектами Федерации — Республикой Крым и Севастополем — по вовлечению их в российское книжное пространство?
— Мы с ними активно взаимодействуем на своём уровне, причём с самого начала интеграции, когда у крымских коллег возникла потребность в литературе по российскому законодательству. Я представляла в Оргкомитет Года культуры проекты мероприятий, которые необходимо провести в Крыму, с тем чтобы в республике появились российские книги. Сегодня мы помогаем крымским книжникам в организационном, законодательном аспектах. Но скажу честно, за фасадом конкурсных и фестивальных мероприятий в Крыму системной работой с восстановлением отрасли в этом регионе и наполнением книжного пространства республики со стороны государства никто не занимается.
— Как Вы оцениваете результаты работы сети МДК и рынка в целом по итогу года?
— Должна сказать, что кризис 2008 г. по существу не закончился, и мы сейчас вступили в его новую полосу. Честно говоря, мы ожидали, что в 2011–2012 гг. наступит некая стабильность, после чего стал бы понятным вектор движения, но этого не произошло. В любом случае деятельность отечественного предприятия, в том числе и книжного магазина, связана с экономикой страны. Прошлый год показал, что кризис только углубился. Что принесёт 2015 г., предположить очень сложно, скорее всего, он будет ещё тяжелее.
В 2014 г. нашей задачей было не нарастить объёмы, а удержаться на прежнем уровне. К сожалению, это не удалось. По предварительным данным, товарооборот книг удалось удержать на прежнем уровне только за счёт роста цен, серьёзно стоит вопрос о снижении книжного ассортимента и его замещения иными сопутствующими товарами, продолжается снижение (на 10–12%) поэкземплярных продаж, посещаемость магазинов падает, по отношению к 2008 г. оно сократилось более чем на 30%. Средняя цена книги растёт, по итогам 2014 г. она ещё увеличится, по моим оценкам, не менее чем на 13%. По количеству названий мы видим сокращение в пределах 7%. В целом наблюдается снижение по всем показателям.
— Какую долю сегодня занимают в общем товарообороте МДК книги, какова динамика этого показателя? Какие факторы оказывают наибольшее влияние на товарооборот?
— Соотношение в пользу книг остаётся на уровне 70%, как и в последние несколько лет, но серьёзные намерения снизить книжный оборот, как я уже сказала, у нас были по итогам прошлого года. Доходность от продажи книг не может быть высокой, и мы вынуждены искать более рентабельные и ликвидные товары. Наиболее рентабельный сегмент рынка — канцтовары, при этом в сегодняшних условиях мы готовы замещать имеющиеся иностранные бренды российскими аналогами. Но тут есть другая проблема: мы как государственное предприятие работаем по Федеральному закону № 223ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и постановлению Правительства Москвы от 5 июля 2013 г. № 441ПП "Об утверждении перечня дополнительных требований к Положению о закупках товаров (работ, услуг) государственных унитарных предприятий города Москвы и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля города Москвы в совокупности превышает 50%". Поэтому вся наша коммерческая деятельность связана с тем, что мы любую сделку должны согласовывать с государством, что влияет на оперативность в принятии решений. В определённой степени мы "просели" в прошлом году именно из-за того, что у нас откладывались сделки, мы были вынуждены затягивать сроки. Если мы находили новый товар на рынке и хотели взять его на реализацию, мы не могли этого сделать до тех пор, пока не получали разрешения. Мы не можем взять товар за рубежом, не проведя конкурса или аукциона, хотя существовали договорённости о серьёзных скидках. Введение таких ограничений в деятельность МДК во многом снизило наши показатели. МДК — одно из самых крупных книготорговых предприятий в России; в сети 41 магазин, в нашем ассортименте более 200 тыс. наименований книг. Это единственная государственная книжная сеть, но наша деятельность подпадает под законы, которые резко её тормозят. Несмотря на то, что мы покупаем книги у единственного поставщика, мы вынуждены доказывать экономическую целесообразность работы с этим поставщиком. Создан специальный отдел, который занимается всем документооборотом по таким сделкам. Всегда легко проверить, по какой цене мы купили книги, и сравнить её со средней ценой на рынке. Но если у издательства есть две книготорговые структуры, из которых одна работает на Москву, а вторая на регионы, то мы уже должны объявлять конкурс. Мы провели бесчисленное множество обучающих семинаров для наших сотрудников, с тем чтобы они понимали, как работать в этих условиях. При этом мы мало покупаем, в основном стараемся брать товар на реализацию, как работает весь книжный мир. Обычная практика — это реализация товара с отсрочкой платежа.
— Как Вы оцениваете спрос на издания образовательной тематики с учётом новых требований по обязательному наличию электронной версии учебников, вошедших в Федеральный перечень?
— Рынок учебной литературы в Москве серьёзно сократился за последние два года. Мы пытаемся понять, какие задачи стоят сегодня перед образованием, в каких районах Москвы по каким учебникам будут учиться, но полное отсутствие какой-либо информации затрудняет формирование ассортимента. Ежегодно городские власти заявляют о том, что школы обеспечены учебниками на 100%, но тем не менее в силу разных причин родители что-то докупали, и свой основной оборот по учебной тематике мы делали на "шлейфе". В 2013 г. наблюдался отложенный спрос: пока школы и родители разобрались в ситуации, пик сезона (август — сентябрь) прошёл, и этот спрос был реализован в октябре. А в 2014 г. оборот по учебной литературе стал ниже, чем мы прогнозировали и чем он был в предыдущие годы, а спрос на методические материалы так и не был предъявлен. Поэтому и должна быть государственная политика в книжной отрасли, когда ведомства взаимодействуют друг с другом, как это было в прежние времена, когда понятно, по каким программам работают регионы и отдельные школы, сколько чего печатать и сколько заказывать книжным магазинам в каждом городе и регионе. Подход должен быть системным, поскольку формируется государственный заказ на пакет учебников. Но чтобы это распределение корректно отразилось в книжных магазинах, требуется прозрачность в принимаемых решениях, открытость образовательных структур. Жизненно необходим государственный взгляд на эту проблему.
— Насколько сегодня для МДК разрешена ситуация, возникшая в предыдущие годы и связанная с пожеланиями учредителя реорганизовать сеть и передать её в частные руки?
— Не могу сказать, как на сегодняшний день Правительство Москвы будет решать эту проблему, потому что в августе прошлого года сеть МДК перевели из ведения Департамента СМИ в ведение Департамента культуры. В этом я вижу положительный потенциал. Но здесь есть очевидный конфликт интересов: с одной стороны, стоит вопрос о том, чтобы расширить книжное пространство столицы, но, с другой, есть ещё Департамент имущества Правительства Москвы, задача которого — эффективно использовать городское пространство и торговые площади. Поэтому если есть группы товаров, которые дают больший доход с квадратного метра, то доминировать будет это соображение.
Понимание руководителя Департамента культуры Правительства Москвы С. Капкова того, что книжная жизнь в столице должна быть активнее, вселяет определённые надежды, например, на то, что акции МДК в сотрудничестве с другими учреждениями культуры будут масштабированы для города в целом. Но, к сожалению, культура у нас везде в непростых условиях, а главное — собственность и прибыль с квадратного метра.
— Электронное книгоиздание, печать по требованию — активно развивающиеся современные тренды. Какие проекты реализуют МДК в этих направлениях?
— На сегодняшний день даже интернет-магазин для нас — это затратное предприятие. Перспективы продажи электронных книг мы неоднократно рассматривали, оценивали возможности сотрудничества с "ЛитРес", но сегодня, когда стоит вопрос существования сети как таковой, это направление не является приоритетным. Что касается интернет-магазина, то, поскольку МДК — большая структура, мы не можем не иметь сервиса, который востребован на рынке.
— МДК реализует немало социальных инициатив…
— Книжный магазин и социальная сфера неразрывно связаны, у нас почти ежедневно проходят презентации, мастер-классы, выступления, концерты, спектакли. Я уже не говорю о масштабных фестивалях, книжных эстафетах, детских праздниках, тематических неделях. Все они бесплатны и собирают большую зрительскую аудиторию, потому что, несмотря на огромное количество мероприятий, которые проводятся в Москве на разных площадках, многие из них нашим клиентам недоступны. Я скажу больше: последние годы к нам люди приходят просто почитать, потому что возможностей приобрести книги у них нет.
— Как Вы позиционируете МДК в социальных медиа?
— У нас есть группы в социальных сетях: и в Facebook, и во "ВКонтакте", их аудитория — десятки тысяч человек. Это интересный канал общения с читателями, здесь мы представляем анонсы книг, мероприятий, фразы дня, цитаты, рекомендательные сервисы, рейтинги, необычные литературные истории. И это я бы тоже отнесла к социальным инициативам, потому что о многих проектах, связанных с знаменательными датами, юбилеями писателей, общество, к сожалению, не вспоминает, и мы взяли на себя эту миссию и проводим ряд мероприятий, приуроченных к этим датам. Мы — это книжные магазины Москвы и страны в целом.
— Спасибо!
Справка
Надежда Ивановна Михайлова, генеральный директор государственного унитарного предприятия "Объединённый центр "Московский Дом книги". Президент ассоциации книгораспространителей независимых государств.
Н.И. Михайлова – кандидат социологических наук, председатель комитета по чтению Российского книжного союза, победитель конкурса "Менеджер 2008 года". Указом Президента РФ от 02.08.2006 № 829 за заслуги в области культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу награждена медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II cтепени.
Законодательная инициатива АСКР
· ввести в Основы государственной культурной политики наряду с Музейным и Архивным фондами понятие книжного фонда как части национального достояния общества, имея в виду необходимость поддержки со стороны государства как процесса написания произведения автором, так и его материального воплощения в книгу, а также комплекса мер, обеспечивающего широкую доступность книги для всех категорий граждан страны;
· осуществлять полноценную поддержку переводов на русский язык произведений литературы, созданных на языках народов России, их издание и распространение по всей территории страны;
· обеспечить регулярное пополнение фондов публичных и школьных библиотек; создать условия для функционирования книготорговых предприятий в количестве, необходимом для обеспечения равного доступа граждан РФ к современному книжному слову;
· поддержать усилия по развитию и продвижению русского языка и русской культуры во всех странах мира, в первую очередь, входящих в СнГ, через открытие там специализированных книжных магазинов, распространяющих литературу на русском языке, выполняющих дополнительно социально-просветительскую функцию как традиционных очагов русской культуры;
· переломить сформировавшуюся в последние годы тенденцию отношения к книге как к обычному товару, а к книжным магазинам – как к обычным коммерческим предприятиям;
· обеспечить книжным магазинам господдержку, создав департамент в Министерстве культуры РФ, курирующий обе формы распространения книги – библиотеки и книжные магазины – по аналогии с существующими департаментами, курирующими такие отрасли культуры, как театр, кино, музеи и музыкальное искусство;
· поощрять открытие небольших книжных магазинов на уже существующих многочисленных культурных площадках, находящихся в ведении Министерства культуры РФ, предоставляя с этой целью вновь открывающимся книжным магазинам те же условия оплаты аренды помещений и возможности получения льготных государственных займов для их открытия, которые существуют для других предприятий культуры.
Для решения этих задач предлагается внести в проект Федерального закона "О культуре РФ" следующие изменения:
1. Дополнить в п. 3 ст. 1 фразу "настоящий Федеральный закон применяется в следующих областях культурной деятельности" словами: "книгоиздание и культурная деятельность, связанная с распространением произведений печати".
2. Включить:
· в ст. 5 "Основные понятия" после п. 27 такие термины, как "книжные издательства", "книготорговые предприятия (книжные магазины, книжные базы, библиотечные коллекторы)", "дирекции книжных выставок-ярмарок";
· в ст. 50 "налоговые льготы в культуре" положение о том, что книжная продукция, связанная с наукой, образованием и культурой, её производство и распространение освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость;
· в раздел 6 "Виды и формы культурной деятельности" отдельную статью "книжное дело", а в ст. 112 – отдельный пункт "книгоиздание и книгораспространение".
3. Добавить в главу 12 "Организации культуры" отдельную статью "книготорговые предприятия и их виды", а в главу 14 "Особенности участия государства и муниципальных образований в культурной деятельности" статью "Государственная поддержка отечественного книгоиздания и книгораспространения".