Словосочетание «мужской шелк», которое на русский слух звучит немного странно, на самом деле обозначает целый ряд самых разнообразных мужских аксессуаров. Причем это может быть не только шелк, но и шелк с кашемиром, шелк с шерстью, шелк с хлопком. Шелковые галстуки Hermès знамениты не меньше, чем женские платки-каре Hermès, но кроме них есть галстуки из шерсти, мужские платки, фуляры (foulard, широкий тонкий шарф), лозанжи (losange, длинный платок в виде вытянутого ромба), мафлеры (muffler, традиционный шерстяной шарф с бахромой на концах) и т. п. Сегодня эта часть мужского костюма развивается все активнее, это стало знаком той новой свободы, с которой одеваются современные мужчины. И вряд ли кто-нибудь лучше месье Гуано может рассказать о том, как это работает.
— Вы носите галстук каждый день?
— Честно говоря, нет. Нынешняя ситуация отличается от той, которая была еще два года назад: сегодня вы надеваете галстук когда хотите, а не только когда должны. Галстук становится больше удовольствием, чем обязанностью. Что, в свою очередь, меняет и то, как вы носите галстуки, и то, как вы покупаете их: если вы носите меньше галстуков, то ваш выбор становится более личным и более внимательным. Кода вы ищете галстук, который подойдет к вашему костюму, вы думаете о том, что он выразит: ваш юмор, ваши чувства, вашу душу.
— Вы думаете, галстук сегодня перестает быть частью формального стиля?
— Он все еще остается таковым — но не только. Сегодня вы можете легко носить галстук с джинсами, даже с поло. Сегодня все можно смешивать. Большую часть времени наш костюм состоит из двух частей: верх формальный, то есть галстук, рубашка, пиджак, а низ — что-нибудь вроде джинсов и кроссовок. Для меня, например, такая манера одеваться очень комфортна. Иногда я делаю наоборот: надеваю очень формальные туфли и классические брюки, а сверху джемпер, то есть что-то кэжуал. Я не буду чувствовать себя так же комфортно, если надену полный костюм, галстук, классические туфли. И я вижу, что вокруг многие мужчины делают так же. Сегодня территория галстука не ограничивается формальной одеждой, она открыта, например, для спортивной одежды. Похожая ситуация с обувью: раньше у мужчин были либо кроссовки, либо формальные туфли, а теперь есть гибрид спортивной и городской обуви — это новый продукт, которого десять лет назад еще не существовало. То есть должна быть половина на половину: половина формальная, половина — кэжуал.
— «Половина на половину» — это отличная формула! Очень понятная и очень удобная для жизни.
— Да, эта формула позволяет вам чувствовать себя комфортно в разных ситуациях. Мне, например, в джинсах удобнее, чем в классических брюках, но когда я одет «половина на половину», то могу сначала пойти на какую-нибудь довольно формальную встречу, а потом встретиться с друзьями, и я не должен переодеваться, разве что сменю галстук на шарф — и все. В современной жизни все происходит очень быстро, мы оказываемся в очень разных ситуациях, проживаем как будто два разных дня в одном — и мы не должны возвращаться домой, чтобы переодеться. Особенно это касается мужчин. Ужасно выглядеть слишком формально в совсем неформальной обстановке и, напротив, очень кэжуал — в формальной.
— Однако для русских мужчин галстук — часть формального костюма, формального образа. И это очень прочно сидит в их сознании. Только молодые и модные носят галстук в неформальных ситуациях. Но для мужчин около сорока и старше галстук — строго для офиса, для работы. И это выглядит немного скучно.
— Это и правда скучно. Но я думаю, что сейчас все сдвинулось с привычных мест. Мужчины потеряли много вещей, которые раньше были частью их повседневности: мы потеряли перчатки, мы потеряли зонтик, мы потеряли шляпы. Все они ушли. Но галстук до сих пор с нами, и это важно для мужчин — с ним мы чувствуем себя лучше во многих обстоятельствах. Кроме того, галстук часто единственное цветовое пятно в мужском костюме.
— А как обстоят дела со всем остальным, что входит в понятие «мужской шелк»?
— Если сравнивать сегодняшние коллекции с коллекциями пяти-семилетней давности, то видно, сколь многое изменилось внутри этого понятия. Сегодня в коллекциях много традиционных мужских аксессуаров, таких как фуляр, галстук из шерсти, лозанж. Все эти вещи соответствуют тенденции, о которой мы уже говорили: их можно носить весь день. Это не просто шарф, который вы надеваете, потому что на улице холодно, это нечто другое. Вы можете снять галстук, надеть какую-то из этих вещей и оставаться в ней внутри помещения. Мы называем эту часть sans cravates, что значит «без галстуков» — то, что вы можете носить, сняв ваш галстук, и эта часть коллекции стремительно растет. Эти аксессуары не выглядят формально, но добавляют элегантности, добавляют цвет, узор в общий образ. И сейчас у мужчин есть возможность найти такой продукт, с которым они будут чувствовать себя комфортно. В конце концов, цель всего этого — получить удовольствие.
— А как, на ваш взгляд, будет выглядеть ситуация лет через пять?
— За последние семь-десять лет подход к нашему бизнесу полностью изменился: все стало веселее, свободнее, разнообразнее. Если бы вы задали мне этот вопрос пять лет назад, я бы сказал, что я ничего не знаю про будущее. Сегодня я уверен, что в следующие пять-семь лет наше направление будет расти и наши клиенты будут двигаться вместе с нами и по-прежнему искать что-то одновременно и элегантное, и кэжуал.
— Есть ли какая-то связь между модными трендами и такого типа люксовыми товарами?
— Есть, но не такая жесткая. Я не думаю, что Hermès как компания очень fashion. То есть все, что делает Вероник Нишаниан (креативный директор Hermès Mens Universe. — «Эксперт»), — это, конечно, настоящая мода, но все же с особенным разворотом. Вероник всегда думает о каждой конкретной вещи, о том, как ее можно будет носить с другими вещами. Мы не делаем что-то очень остромодное, для нас важнее то, что мы называем L’air du temps (веяние времени. — «Эксперт»). Покупая любой продукт Hermès, вы рассчитываете пользоваться им достаточно долго. Вряд ли вы захотите купить платок, галстук или сумку Kelly на один сезон — это нонсенс, такое даже как-то неловко предположить. Нам больше нравится думать, что вы можете обнаружить что-то давно забытое в шкафу и сказать: «О боже! Почему я не ношу этот прекрасный галстук, как я мог забыть, что он у меня есть!» Такая вещь никогда не будет, что называется, out of fashion. Мы как-то спрашивали мужчин, что они делают со старыми галстуками, — и они говорили, что со временем избавляются от них, за исключением галстуков Hermès. И это правда: вы знаете, очень трудно выбросить в мусорную корзину какую-нибудь вещь Hermès.
— В чем разница между мужским шелком Hermès и других марок?
— Есть видимая и невидимая разница, и я не знаю, что важнее. Когда я говорю о видимой разнице, я имею в виду то, как выглядит вещь. Мы очень внимательны ко всему: к дизайну, к швам, к цвету. Цвет и дизайн одинаково важны для нас, но, если нужно выбрать самое важное, я бы сказал, что это скорее цвет, чем узор. Цвет — это так важно! Это то отличие, которое вы сразу увидите, сравнивая Hermès с другими. Но главное — невидимая разница. Галстук Hermès — это, с одной стороны, нить, волокно, а с другой — рисунок, эскиз. Мы сами делаем все: ткем из шелковых волокон материал для галстуков и прочего, выполняем много разных шагов…
— Это очень интересно — расскажите хотя бы коротко об основных шагах.
— Как я сказал, следующий шаг после отбора волокна — выткать сам шелк, потом нужно сделать эту ткань приятной — ее стирают и всячески обрабатывают. Затем мы наносим на ткань принт — собственно, сами галстуки, затем раскраиваем ее. Все это делается в Hermès, мы не покупаем галстуки у других — мы полностью делаем их сами, делаем вручную. И в конце концов галстук появляется в магазине в красивой оранжевой коробке. Сравнивая нас с другими марками, вы должны понимать, что в Hermès в производстве работает больше людей, чем в ритейле. Это сильно отличает нас от других — мы делаем вещи, мы создаем продукт, мы действительно погружены в процесс его создания. Я знаю и понимаю все шаги в производстве — а это огромное количество деталей. В конечном счете все они складываются в особенную вещь. Но вы не думаете обо всем этом, когда носите ее, — просто ваш галстук сохраняет цвет и форму даже после нескольких химчисток, потому что он правильно сделан.
— А что из мужского шелка вы сами носите каждый день?
— Мужские платки. Мы с Вероник Нишаниан сделали сейчас очень мужественный дизайн, и они совсем не выглядят так, будто я стащил их у своей жены. Конечно, женщины их тоже покупают — потому что женщины всегда воруют вещи у мужчин. Но это настоящий мужской аксессуар.