Аркадий Пекаревский, Вице-президент Корпорации SELA, рассказывает о внутренней планировке своих магазинов.
— Аркадий, можете ли Вы поведать нам, по каким принципам планируются магазины SELA?
— Магазины SELA планируются таким образом, чтобы они находились в удобном месте для нашего покупателя. А это определяется:
проходимостью;
социальным окружением (соседство торговых и сервисных точек);
уровнем дохода населения (разные районы города могут давать разную картину по уровню дохода);
транспортные развязки;
конкурентный анализ;
стоимость аренды.
Мы открываем магазины в торговый центрах и отдельно стоящие магазины в пропорции 50%/50%. Для отдельно стоящих магазинов мы предпочитаем угловые здания, что обеспечивает большее количество витрин.
— Есть ли какой-либо стандарт, определяющий будущие магазины SELA? Подкреплен ли он расчетами или строится на базе накопленного опыта?
— Стандарт открытия магазинов прописан в стандартах фирменной торговли Корпорации SELA.
Стандарты помещения для магазинов описывают:
площадь магазина (в последнее время мы предпочитаем в городах-миллионниках открывать магазины 300-400 кв.м., в то время как обычный формат — это 200 метров; для малых городов возможно уменьшение требований);
высоту потолков;
входную группу;
возможности по свету;
возможность интеграции дизайн-проекта.
В общем, стандарты включают все то, что обеспечивает необходимую атмосферу будущего торгового зала и единство представления торговой марки в различных регионах.
Любой стандарт подкрепляется расчетами. Богатый опыт открытия магазинов в городах с различным количеством населения (сеть SELA развивается с 1997 года) дает возможность накопить статистику, проанализировать ее и сделать расчеты. Для разных типов городов прописаны свои стандарты, как по товарообороту, так и по формату. Важно, что имеющиеся расчетные параметры позволяют своевременно определять имеющиеся недостатки в оперативной деятельности торгового предприятия. То есть, если реальные цифры не совпадают с расчетными, то причина может быть в неправильно налаженном бизнес-процессе, недостаточной квалификации работников и т.п. Выявив проблему, ее легко решить.
— Имеется ли в компании SELA опыт многоэтажного размещения торговых площадей, складских или служебных помещений? Насколько это удобно/эффективно?
— Мы имеем опыт многоэтажного размещения в различных регионах, но не считаем это оптимальным вариантом. При дефиците помещений, особенно на центральных улицах мы рассматриваем двухуровневые варианты. При организации пространства в таких помещениях мы тщательно разрабатываем дизайн проект, учитывая входную группу и переходы на другой этаж. Большой ассортимент коллекций позволяют правильно распределить товары по уровням, на втором этаже (или в цоколе) размещаются детские зоны. Что касается подсобных помещениях, у нас разработаны четкие стандарты. Для удобства покупателей складские помещения должны быть в непосредственной близости от торгового зала. Но, если площадь торгового зала позволяет представить модели во всех размерах и цветах, то складское помещение может находиться на другом уровне. Офисы редко располагаются в самом магазине. Но, если площадь помещения позволяет, то рядом с магазином может находиться и офис. При нормальной конфигурации торгового зала первого этажа, офис скорее всего будет размещен на втором этаже.
— По какому закону (соотношению) определяется метраж служебных и подсобных площадей, приходящихся на метр торгового зала?
— Приблизительное соотношение – площадь подсобных помещений 10 — 20% от общей площади магазина, чем больше площадь, тем меньше %.
Однако всегда надо учитывать специфику торгового предприятия, например, наличие централизованного склада для нескольких торговых точек и т.п.
— Ведется ли анализ перемещения покупателей внутри торгового зала?
— Коммерческий мерчендайзинг – важная составляющая для развития любой ТМ. SELA – не исключение. Уже на момент планирования торгового зала проектируются маршруты покупательских потоков, планируются холодные и горячие зоны. В холодной зоне в магазинах SELA представлены детские коллекции. В действующем магазине мерчендайзеры постоянно отслеживают покупательские потоки и при необходимости корректируют их. Методика оценки покупательских потоков разработана нами на основе теории мерчендайзинга, практики работы различных одежных марок и нашего опыта. Существует и еще один «народный способ» анализа перемещения покупателей – в конце дня спросите уборщицу, где было больше всего грязи.
— Делаются ли перестановки полок и стеллажей и на каком основании?
— Перестановки полок на пристенном и островном оборудовании безусловно делаются. Основанием являются:
смена коллекции; например, зимний трикотаж намного объемней, чем летний, соответственно расстояние между полками должно быть больше;
при необходимости выделить какой-либо артикул; например, при необходимости вместо комбинации топа и юбки представить сарафан меняется фронтальность;
акции и распродажи.
При распродажах для увеличения емкости торгового зала используется специальное оборудование. Например, в корзинах представлен ассортимент, распродающийся по одной цене. При распродаже меняется развеска в торговом зале – от коллекционной до ассортиментной.