Пока Роспотребнадзор — уже более года — последовательно разбирается с иностранными ресторанными сетями, российские стараются поймать ветер импортозамещения. В крупнейшей сибирской сети быстрого питания "Подорожник" придумали и запатентовали бургер, состоящий из нескольких булочек, соединенных друг с другом, с разными начинками и соусами.
Разработка, официально именуемая "Составной многокомпонентный бутерброд", подразумевает от двух до шести соединенных булочек. В "Подорожнике" называют такой бургер исключительно российским изобретением и не хотят, чтобы его копировали транснациональные конкуренты.
— Гарантировать, что кто-то из наших коллег по рынку не захочет воспроизвести данный вариант бутерброда, мы не можем. Технологи "Подорожника" постоянно работают над разработкой новых, оригинальных продуктов и решений. Все наши ноу-хау мы патентовать просто не в состоянии, они зачастую расходятся по меню разных сетей общепита. Но принципиальные наши разработки мы патентуем, — заявила "Известиям" президент сети "Подорожник" Татьяна Фомина.
По ее словам, аналогов "по-настоящему двойного, тройного бургера" нет ни у одной сети в мире. Новинка призвана повысить конкуренцию сибирских закусочных с транснациональными сетями быстрого питания. Как говорит Фомина, бургер из двух булочек под названием "Дуэт" уже есть в продаже сети, пятикомпонентный бургер "Чемпион" (по форме напоминает пять олимпийских колец) был создан в порядке эксперимента к Олимпиаде в Сочи в 2014 году и продавался в недели Игр. Этот опыт показал сети, что интерес к многосоставным бургерам высок и рецептуру этого блюда стоит взять на вооружение:
— Естественно, мы патентуем этот продукт, чтобы использовать его в дальнейшем, — продолжает Фомина. — Для потребителей многосоставный бутерброд должен будет решить проблему выбора. Его будут предлагать тем, кто закупает перекус на весь день или делает заказ на большую компанию. Подделать российский бургер технологически довольно сложно, конструкции из нескольких булочек делает наша собственная пекарня. В начинку идут сыр, соусы, мясные полуфабрикаты и колбасы также собственного производства сети. Производство всей продукции и основных компонентов для нее сосредоточено в одном месте — на собственном производственном комплексе в городе Топки рядом с Кемерово. Здесь на 6 тыс. кв. м не только выпекаются булки, но и выпускается весь спектр мясоколбасных изделий, делаются сыр и соусы, готовятся супы, салаты и каши. Производственный комплекс сдан в эксплуатацию в 2007 году.
Пока такой бургер можно будет купить только в Кемерово, Новосибирске и Алтайском крае, но авторы блюда надеются распространить его и на другие города страны через франшизу заведения.
Почетный член Национальной гильдии шеф-поваров и автор четырех книг рецептов барбекю Андрей Баратов подтвердил, что многосоставный бургер вполне можно считать "русским изобретением".
— Классический вариант бургера был представлен на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе в 1904 году, это пшеничная булочка с котлетой из рубленой говядины, приготовленной на гриле. Со временем появилось множество вариантов этого блюда — с котлетами из баранины, свинины, индейки и даже мяса страуса. Экспериментировали с соусами, начинками, размерами, но мне не известно о том, чтобы соединяли несколько в один, — говорит Баратов.
Однако кулинар убежден, что типичным русским вариантом этого бутерброда считают соленые огурцы в составе.
— Бургеры с солеными огурцами можно встретить в России, в Канаде и в Польше — маринованные. Весь остальной мир огурцы в бургеры не кладет. Если бы я делал русский бургер, я бы добавил еще один национальный продукт — сметану, — говорит Баратов.
По словам шеф-повара, в США, где блюдо стало национальным, практически каждый город имеет свой особый рецепт бургера. Заведения готовят собственные бургеры и экспериментируют в их оформлении и подаче, чтобы привлечь новых клиентов. Баратов считает необычные и странные бургеры эффективным маркетинговым приемом как для заведений высокой кухни, так и для фастфуда, рассчитанного на массового потребителя. Так, например, в Японии сеть Burger King в 2014 году ввела в меню черные бургеры — котлеты с овощами и черным плавленым сыром на булочке черного цвета. Красителями выступали бамбуковый уголь и чернила кальмара.
Американская компания McDonald’s готовится запустить в России бургер с котлетой из деликатесной мраморной говядины. Сандвич под названием Black Angus Burger разработали совместно с российским агрохолдингом "Мираторг". О том, что он поступит в продажу с 2016 года, в этом месяце заявлял вице-президент "Мираторга" Александр Никитин.
Сеть общественного питания "Подорожник" основана в 1995 году в Кемерово. На август 2015 года насчитывается несколько сотен точек в Новосибирской, Кемеровской областях и Алтайском крае (палатки, кафе, мини-кафе, павильоны). Доля на рынках городов присутствия, по собственным оценкам компании, составляет от 30 до 75%. В 2000-х компания пыталась обосноваться на рынке Петербурга и Томска, но 5 лет назад эти направления были закрыты, "Подорожник" не справился с конкуренцией: не смог поменять вкусы местных жителей. Сеть контролируется ее президентом Татьяной Фоминой, большинство точек открыты по франшизе.