Импорт кондитерских изделий в Россию после почти двухлетнего падения набирает обороты. За период с января по июнь 2017 года поставки сладостей в Россию выросли на 25,1% — до 100,9 тыс. тонн (80,6 тыс. тонн в первом полугодии 2016 года) на сумму $310,3 млн. Еще в первые четыре месяца текущего года рост импорта сладостей составлял 22,8%. Восстановление позиций импортных кондитерских изделий происходит после практически обвального сокращения, произошедшего в течение 2015 и 2016 годов.
Наилучшую динамику в первом полугодии 2017 года показывает импорт шоколадных кондитерских изделий — +36,9% до 27,5 тыс. тонн на сумму $135,4 млн. Тем не менее больше всего в Россию завозится мучных кондитерских изделий — всего за первые шесть месяцев этого года в Россию было ввезено 54,3 тыс. тонн (на $132,1 млн) различного рода печенья, вафель и прочей выпечки, что на 20,1% больше, чем за аналогичный период год назад.
Сокращение поставок импортных сладостей в Россию происходило уже достаточно давно — с 2012 года на российском рынке их доля снизилась почти вдвое — с 12% до 5,8% (в 2016 году). Быстрее всего сокращалась доля импорта в категории шоколадных кондитерских изделий — c 31,6% в 2012 году до 9,9% по итогам 2016 года. Поставки мучных кондитерских изделий сократились за этот же период с 13,2% до 7,8%. До 2015 года наиболее заметным поставщиком кондитерских изделий в Россию была Украина, после введения ограничений на импорт сладостей из этой страны на первые места в поставках вышли страны Евросоюза (Германия, Польша, Италия и другие). Наиболее заметное сокращение импорта сладостей в последние два года произошло именно в кризисном 2015 году, когда из-за резкого снижения курса рубля в начале года падение импортных поставок кондитерских изделий носило обвальный характер. Это снижение незамедлительно отразилось на росте розничных цен на импортные кондитерские изделия. Кроме того более 50% поставляемых в Россию кондитерских изделий приходилось и приходится на высокие ценовые сегменты — то, от чего потребители, переходящие к экономной модели трат, отказываются в первую очередь.
С конца 2016 года – начала 2017-го отмечается восстановление потребления кондитерских изделий в России. Это восстановление касается как отечественной продукции, так и импортной.
Основными странами-поставщиками кондитерских изделий в России после ухода с российского рынка сладостей из Украины остаются страны Евросоюза, Швейцария, а также Беларусь и Казахстан. Если до 2014 года на импорт из Украины приходилось около половины поставок, то после введения ограничений на поставки сладостей из этой страны, около 65% всех импортных шоколадных кондитерских изделий были ввезены из Западной Европы, причем основными странами-поставщиками стали Германия, Польша и Италия (в 2017 году). Аналогичная ситуация и с мучными кондитерскими изделиями — порядка 55% их поставок в России приходится на продукцию родом из западноевропейских стран. Только в случае с сахаристыми кондитерскими изделиями основными их поставщиками являются Белоруссия и Казахстан (около 40%), в ТОП-10 поставщиков сахаристых кондитерских изделий входит и Турция (3%), а на продукцию из Западной Европы приходится около 25%.
Основными покупателями импортных кондитерских изделий в России являются три региона: Москва, Московская область и Санкт-Петербург, вместе они формируют до 50% всех закупок кондитерских изделий из-за границы. Это происходит благодаря одному из наиболее высоких уровней платежеспособности жителей этих регионов в стране, так как средний уровень цен на импортные кондитерские изделия в полтора-два раза выше, чем на российские.
«Коррекция курса рубля и восстановление спроса в целом на кондитерские изделия привели к тому, что поставки импортной кондитерской продукции стали в 2017 году расти. Особенно это было актуально в начале текущего года, — говорит исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина. — Тем не менее дальнейший рост импортных поставок сладостей под вопросом, так как рубль снова дешевеет, потребление сладостей стагнирует, а также сокращается экспорт и на рынке возможен переизбыток предложения».