Гиганты, подобные китайской Belle International (это крупнейшая сеть не только на китайском рынке, но и мировом, ее капитализация около 16 млрд долл.), до сих пор медлят с экспансией в РФ. Чего они ждут, может быть, вступления России в ВТО и снижения таможенных пошлин?

Объем российского обувного рынка составляет 23-25 млрд долларов в годовом исчислении, напоминает издание Сhinapro.

Впечатляющая цифра для любой обувной компании. Россия – это огромный рынок, причем слабо консолидированный, на долю сетевой розницы приходится не более 15%. У нас таможенные пошлины были снижены до европейских 10% еще пять лет назад, в 2006 году. Тогда было много прогнозов о грядущем наступлении зарубежных сетей, и некоторые аналитики предрекали даже массовую гибель отечественных обувщиков. Однако никакой экспансии не состоялось, а бизнес многих местных игроков хиреет по совершенно независящим от транснациональных компаний причинам.

Медлительность зарубежных, в том числе китайских сетей объясняется несколькими моментами, в списке которых таможенные пошлины стоят далеко не на первом месте. Процесс вступления в ВТО, хотя и снимает часть преград на пути китайских компаний, но на самом деле мало влияет на их планы. Главное – это неосвоенные просторы своих собственных рынков. Пока та же Belle International не освоит рынок родного Китая, российские обувщики могут чувствовать себя в относительной безопасности.

В КНР считают, что на китайском рынке работы – непочатый край. Уже сейчас объем китайского рынка превосходит российский на порядки. Сопоставьте население Китая с ее 1,5 млрд жителями и население России, где всего лишь 140 млн. Важно, что потребление китайцев постоянно растет, несмотря на все мировые кризисы, причем не только в больших городах на востоке, но и в отдаленных провинциях.

Еще один сдерживающий момент для китайцев и других зарубежных игроков – особенности ведения бизнеса на территории РФ. Здесь ведь далеко не все прозрачно. Непонятно, например, как выстаивать отношения с властью, фискальными органами и проч. Посмотрите на примеры иностранных компаний с других отраслей – не всегда их опыт освоения российского рынка удачен.

Кроме того, любая иностранная компания, которая выходит на российский обувной рынок, должна адаптировать ассортимент под особенности местного климата. На большей части территории России достаточно длинная зима, поэтому именно зимняя обувь из натуральной кожи и меха составляют существенную долю в продажах. В ассортименте же многих европейских и китайских сетей такой обуви просто нет. То есть нужно выпускать специальные коллекции для России, адаптировать размерный ряд.

Для российских обувщиков, полагает автор статьи, тайм-аут составит несколько лет. Потребительские рынки развиваются чрезвычайно стремительно, а что касается Китая, то здесь рост может быть просто взрывной. Китайские сети, освоив свой родной рынок, сразу же заинтересуются российским. Первые попытки зайти наш рынок мы увидим уже через несколько лет. Европейские компании уже пробуют свои силы у нас.

Для обувщиков это означает, что свою стратегию надо выстраивать с учетом конкуренции не с российскими, а с международными обувными компаниями. В нашем списке потенциальных конкурентов китайские сети стоят в первых рядах.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments