В России стало почти на 15% больше аптечных точек за последние три года. Их количество увеличивается более чем на 2 тыс. ежегодно. Например, в 2014-м в стране было 54,6 тыс. точек, а в нынешнем — уже 62,5 тыс. Эксперты считают, что это результат развития крупных аптечных сетей, которому способствовал рост цен на лекарства.
С 2014 года в России стало почти на 8 тыс. больше точек по продаже лекарств. Об этом свидетельствуют данные фармацевтической компании AlphaRM, с которыми ознакомились "Известия". На сентябрь 2017 года в России зарегистрировано 62,5 тыс. аптечных точек. Это больше на 4%, чем в прошлом году, и почти на 15%, чем в 2014-м.
По словам генерального директора AlphaRM Анны Ермолаевой, большая часть этого коммерческого сектора представлена аптеками. Например, в нынешнем году они составили 73,4% от общего количества — 45,9 тыс. Далее по популярности следуют аптечные пункты — 14,6 тыс. (23,3%). Реже всего бизнес работает в формате аптечных киосков и магазинов (торгуют только безрецептурными препаратами), их в России только 2 тыс.
За три года в стране чаще всего открывались аптечные пункты, их стало больше на 20% (14,6 тыс. против 12,2 тыс.). В этом году впервые с 2014-го снизилось количество аптечных киосков и магазинов.
Эксперты считают, что закрытие аптечных киосков может быть связано с новым приказом Минздрава о правилах отпуска лекарственных препаратов. Рецептурные медикаменты теперь можно продавать только в аптеках и аптечных пунктах, но не в киосках. Кроме того, в последние годы в России наблюдается тенденция поглощения мелких игроков на рынке более крупными.
Генеральный директор одной из аптек Елена Гаврилова отметила, что в России в отличие от других стран хорошо развиты именно сети.
— У них отличные показатели и продаж, и роста. Главный принцип и показатель их успешности — это количество точек продаж. Поэтому они либо открывают новые, либо поглощают более мелкие. Сейчас одиночных аптек почти не осталось, — рассказала она.
Из данных аналитического агентства DSM Group следует, что выручка аптек от продаж лекарств растет. За первые семь месяцев этого года было реализовано товара на 376,82 млрд рублей, а за тот же период 2014-го на 34% меньше — 282,53 млрд рублей. При этом спрос на медикаменты вырос незначительно, лишь на 6%. С января по июль 2017 года аптеки продали 2,54 млрд упаковок лекарственных средств, а в 2014 году — 2,4 млрд. Следовательно, средневзвешенная цена одной единицы товара в аптеке выросла на 26% — со 117,7 рубля в 2014 году до 148,4 рубля в нынешнем.
Представитель Аптечной гильдии Владимир Гурдус также считает, что в ближайшее время все мелкие аптеки будут поглощены более крупными игроками.
— Сейчас происходит формирование аптечного рынка. Мелкие аптеки открываются, но для них этот бизнес не очень рентабельный. Есть ошибочное мнение, что из-за подорожания лекарств на них можно заработать. В ближайшее время рынок стабилизируется, и игроков на рынке станет меньше, — пояснил эксперт.
Председатель совета директоров ЗАО "Биокад" Дмитрий Морозов напомнил, что аптечный сектор фармацевтического бизнеса выгоднее госпитального (поставки препаратов в лечебные учреждения).
— Аптеки могут устанавливать рыночные цены. Кроме того, производители, особенно зарубежные, так как не могут поставлять свои препараты в больницы по выгодной для них цене, пытаются возместить потери за счет аптек. В госпитальном секторе цены не могут повышаться выше определенного уровня, здесь закупки происходят в формате аукциона, — отметил он.
Дмитрий Морозов добавил, что бизнес стремится обеспечить шаговую доступность аптечных точек, поэтому их становится больше. В Федеральной антимонопольной службе не успели предоставить оперативный комментарий о конкурентной среде в аптечном бизнесе.