Рынок торговой недвижимости российских регионов достиг дна: по итогам года объем ввода качественных проектов на нем может сократиться вдвое. Это станет самым низким значением как минимум за десять лет. Интерес к строительству торговых центров (ТЦ) инвесторы теряют из-за сохраняющегося низкого уровня покупательской способности россиян.

В 2017 году в регионах России запланировано к вводу 552 тыс. кв. м торговых площадей, что является минимальным показателем за последние десять лет, говорится в исследовании компании "Магазин магазинов". По ее расчетам, в сравнении с прошлым годом, когда в регионах было введено 1,05 млн кв. м торговых площадей, в этом году их объем сократился почти в два раза. Максимальный рост предложения в регионах был отмечен в 2014 году — тогда на рынок было выведено 1,88 млн кв. м торговой недвижимости. Ввод новых объектов по итогам третьего квартала также достиг самого нижнего значения: за этот период появились лишь два новых торговых центра совокупной площадью 59 тыс. кв. м, в аналогичном периоде прошлого года этот показатель был в три раза выше — 177 тыс. кв. м.

Руководитель отдела исследований и консалтинга "Магазина магазинов" Андрей Васюткин объясняет низкий ввод ТЦ в регионах последствием кризисных 2015 и 2016 годов, когда сокращалась покупательская способность населения. По его словам, в эти годы многие девелоперы решили отказаться от новых проектов. Похожие оценки у управляющего партнера Colliers International Николая Казанского: по итогам года он прогнозирует суммарный объем ввода торговых центров в России на уровне 650–700 тыс. кв. м. "Это самый низкий объем с 2003 года, когда рынок профессиональной торговой недвижимости в России только начинал свое развитие",— замечает эксперт. Он не ожидает массового возобновления строительства замороженных ранее объектов в ближайшее время. В CBRE в начале года прогнозировали ввод в регионах 586 тыс. кв. м, что на 32% ниже аналогичного показателя 2016 года. При этом консультанты компании отмечают постепенное восстановление регионального рынка: начинают появляться проекты, ввод которых запланирован на 2019–2020 годы.

В Москве также отмечается падение темпов строительства торговой недвижимости. По расчетам "Магазина магазинов", за год в столице будет введено 244 тыс. кв. м арендопригодных площадей. Это в два раза меньше аналогичного показателя 2016 года — 497 тыс. кв. м. Похожие прогнозы ранее давали консультанты JLL, указывая, что общий объем ввода торговой недвижимости в 2017 году в Москве составит около 200 тыс. кв. м, сократившись на 62% и став рекордно низким за последние четыре года. При этом уже в 2018 году аналитики ждут восстановления объемов ввода. В CBRE считают: он может достичь 237 тыс. кв. м. По прогнозам консультантов компании, в ближайшие пять лет в Москве будут введены последние крупные ТЦ в составе ТПУ, после чего акцент сместится в сторону небольших проектов "у дома" площадью около 20 тыс. кв. м, действующих в составе многофункциональных центров.

Серьезное падение объемов ввода торговой недвижимости происходит из-за сокращения активности девелоперов в крупных городах. В "Магазине магазинов" подсчитали: за год доля городов с населением менее 300 тыс. человек в общей структуре нового предложения выросла с 9% до 20%, у городов-миллионников она, напротив, сократилась с 25% до 14%. В Санкт-Петербурге, на который в 2016 году приходилось 5% от общего объема ввода торговой недвижимости, в этом году не будет открыто ни одного нового качественного объекта. Доля Москвы практически не меняется уже три года: в 2015 году на город приходилось 22% новых торговых площадей, в 2016 и 2017 годах — по 29%.

В CBRE отмечают, что из запланированных к вводу в этом году проектов только четыре реализуются в городах-миллионниках — остальные сосредоточены в населенных пунктах с низкой обеспеченностью торговыми площадями.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments