Несмотря на снижение стоимости и рост доступности фондирования для факторов, рынок факторинга в 2009 году упал на 40% — сказалось сокращение спроса со стороны клиентов.
Объем факторингового рынка по итогам 2009 года составил 361 млрд рублей. В поисках новых клиентов факторы начнут активнее развивать безрегрессный факторинг, который и будет локомотивом роста в 2010 году. Другой точкой роста станет региональный рынок. Здесь шанс увеличить свою долю есть у банков с широкой филиальной сетью. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2010 году составит 450–500 млрд рублей (темпы прироста ожидаются на уровне 25–35%).
Продуктовая сегментация на рынке приведет к тому, что банки в ближайшей перспективе обзаведутся дочерними небанковскими компаниями и переведут туда часть бизнеса, требующего поддерживать большой объем резервов на возможные потери по ссудам. Факторинговые продукты с высокой добавленной стоимостью станут прерогативой специализированных факторов, а банки будут заниматься факторингом поставщиков товаров FMCG в адрес федерального ритейла.
Нет отсрочки — нет факторинга
Темпы прироста рынка факторинга в 2009−м относительно предыдущего года отрицательны — минус 40% (см. график); если не учитывать результаты ФК «Еврокоммерц» в объемах рынка в 2008 году, за прошлый год сокращение составило 29,3%. Обычное для рынка соотношение объемов уступленных требований по полугодиям, близкое к 1:2, не характерно для 2009 года: во втором полугодии объемы уступленных требований лишь на 12% превысили показатели первого полугодия.
Еще в начале 2009 года сокращение объемов рынка было связано как с проблемами ресурсной базы, так и с сокращением числа потенциальных клиентов. С конца года можно говорить о том, что доступность фондирования для факторов существенно выросла. Банковская система испытывает давление избыточной ликвидности, а ресурсная база специализированных факторов в основном опирается на материнские банки. «Сказать, что банковская система сейчас находится в “переликвиде”, — это не сказать ничего. Огромное количество денег кредитные организации сейчас размещают в диапазоне 4,5–5,5 процента», — уверяет Михаил Окунев, начальник банковского управления Металлинвестбанка. Кроме того, на рынке появились новые источники фондирования: Российский банк развития в рамках программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства уже предоставил кредиты двум специализированным компаниям — ФК «Лайф» и Русской факторинговой компании.
Основной проблемой развития рынка факторинга остается сокращение базы потенциальных клиентов. В начале прошлого года сужение клиентской базы было основано на ужесточении требований к клиентам и дебиторам со стороны факторов. Тогда поставщики приходили за факторингом как за спасательным кругом, их не пугал даже рост ставок. Теперь же клиенты, памятуя о трудностях в получении факторинговых услуг на пике кризиса и отказах факторов в предоставлении финансирования, стараются опираться преимущественно на собственные средства. Высокая доля заемных ресурсов в пассивах поставщиков в кризис оказалась одной из главных причин неустойчивости их финансового положения, поэтому выжившие клиенты факторов с опаской берут сегодня взаймы.
Главной проблемой предприятий оптовой торговли является низкая платежная дисциплина дебиторов. Только 11,5% рынка по итогам 2009 года представлено факторингом без регресса, и в большинстве случаев неплатежи дебиторов ложатся на плечи поставщиков. «Поставщики, столкнувшись с неплатежами со стороны дебиторов, перестали отгружать товар с отсрочкой платежа, соответственно, нет отсрочки — нет факторинга», — комментирует Елена Гладких, генеральный директор Русской факторинговой компании.
В условиях снижения спроса на факторинг увеличить свою долю рынка возможно прежде всего за счет эффективного маркетинга и широкой филиальной сети. В 2007 году «Эксперт РА» провело опрос факторов, попросив назвать основные составляющие успеха игрока на факторинговом рынке. Из семи предложенных вариантов на последнем месте оказался эффективный маркетинг. В 2007 году рынок вырос в два раза относительно 2006‑го, и от клиентов не было отбоя. Не прошло и трех лет, как в условиях дефицита спроса одним из ключевых составляющих успеха фактора стало продвижение услуги на рынке. Именно за счет этого увеличить свою долю на рынке удалось ЗАО «ТрансКредитФакторинг», ЗАО «Кредит Европа Банк», ООО «МФГ ЮниФактор» и другим. Развитая филиальная сеть способствовала увеличению доли рынка ОАО «Промсвязьбанк» (доля рынка фактора по итогам 2009 года — 33,7% против 23,5% годом ранее), ОАО «АКБ Металлинвестбанк» и др. Новички рынка показали разные результаты: активно начал развивать факторинг ОАО «Альфа-банк» (за год сумевший оказаться в пятерке лидеров, см. таблицу) за счет плотной работы с поставщиками Х5 Retail Group и все того же эффективного маркетинга. Не воплотились амбициозные планы попасть в тройку лидеров по итогам 2009 года ООО «ВТБ Факторинг» (11−е место по итогам 2009 года). Наибольшие темпы падения продемонстрировали ОАО «Номос-банк» (12−е место), ЗАО ТКБ (17−е место), ОАО «СКБ-банк» (22−е место), ЗАО «АКИБ Церих» (23−е место).
В ожидании передела
В 2009 году наиболее ярко проявилась тенденция сегментации продуктового ряда. На одном полюсе рынка находятся факторы, финансирующие поставщиков товаров повседневного спроса в адрес федеральных ритейловых гигантов. Для этого сегмента характерен высокий уровень ценовой конкуренции, в первую очередь за клиентов, уже использующих факторинг. «Мы увидели активное наращивание присутствия большинства заметных игроков рынка в сегменте поставщиков товаров FMCG в адрес федерального ритейла. Причем почти в 100 процентах случаев речь идет о предложении продукта с наименьшей добавленной стоимостью для клиентов — факторинге с регрессом», — отмечает Роман Огоньков, председатель правления банка НФК.
На другом полюсе рынка более рисковые продукты с высокой добавленной стоимостью без жестких отраслевых ограничений. Речь идет прежде всего о факторинге без регресса. Данный сегмент рынка представлен пока ограниченным кругом игроков, в основном специализированными компаниями, но именно безрегрессный факторинг является наиболее перспективным и прибыльным. Здесь, в отличие от сегмента низкорискового факторинга, уровень конкуренции крайне низок. Поставщики, которые сегодня приходят за безрегрессным факторингом, никогда не интересовались факторингом с регрессом. Им не нужны заемные деньги как таковые, им необходимо именно покрытие риска неплатежа дебитора. Но если год назад факторы не были готовы к принятию такого рода рисков, то давление избыточной ликвидности и высокая конкуренция в сегменте низкорисокового факторинга заставили их обратить внимание на продукты с высокой добавленной стоимостью.
Сажайте, и вырастет
По оценкам «Эксперт РА», объем рынка в 2010 году составит 450–500 млрд рублей (прирост составит около 25–35%), при этом опережающими темпами будет расширяться безрегрессный факторинг. Увеличить свою долю рынка в 2010–2011 годах смогут именно банки с широкой филиальной сетью. Ведь, несмотря на более существенное падение региональных рынков относительно московского, регионы имеют все шансы стать флагманами роста.
«В актив рынка в 2009 году можно занести возобновление диалога с ЦБ по поводу создания резервов при факторинге с регрессом, — говорит Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка и добавляет: — Насколько нам известно, Ассоциация российских банков поддержала позицию участников рынка факторинга, и можно ожидать устранения еще одной коллизии, тормозившей развитие факторинга в России». Если же Центробанк так и не примет поправки в отношении резервирования по факторингу, банки предпочтут заниматься низкорискованным факторингом, а специализированные факторы — продуктами с высокой добавленной стоимостью, что потребует от них создания соответствующей инфраструктуры.
На объемах рынка в 2010 году могут сказаться изменения в Законе об основах государственного регулирования торговой деятельности РФ, закрепившие максимальные отсрочки платежа по ряду товаров. Импульсом к развитию факторинга в ближайшие годы, возможно, станет лучшее понимание правовых рисков самими факторами. «В прошлом году мы получили бесценный опыт массовых судов. Сейчас более или менее устоялась судебная практика и произошло признание того, что основным должником является дебитор, а поставщик, то есть наш клиент, выступает поручителем по выданному финансированию. До сих пор, например, у нас не было прописано в договоре солидарной ответственности дебиторов и клиентов», — рассказывает Александр Морозов, начальник управления факторинга банка «Петрокоммерц».
Мнения специалистов
1. Что на данный момент тормозит развитие российского рынка факторинга? 2. Каковы перспективы безрегрессного факторинга в России в 2010-2011 гг.? 3. Как Закон о торговле повлияет на рынок факторинга в РФ?
Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка
1. Тормоза два: общая экономическая ситуация в стране и отсутствие тормозов. Перспективы экономики характеризует неопределенность, выйти из кризиса еще только предстоит. Вряд ли это случится в ближайшие двенадцать месяцев. На этом фоне отсутствие тормозов, с одной стороны, воодушевляет, а с другой – настораживает. На рынке сформировалась толпа игроков с комплексом маленького портфеля, готовых драться до последней капли прибыли ради десятка «вкусных» дебиторов. На растущем рынке эта тактика агрессивного выживания была бы оправданна. Для рынка, продолжающего падение, она ничего хорошего не несет. Проблемы в законодательстве, в саморегулировании, в практике и этике ведения бизнеса факторами не решены и могут вернуться в любой момент.
2. Перспективы безрегресссного факторинга умеренно позитивны. «Позитивны» потому, что спрос на безрегрессный факторинг был, есть и будет расти. «Умеренно», потому что факторинг без регресса – услуга недешевая, требующая серьезных инвестиций в риск-менеджмент. Развитию безрегрессного факторинга в России, то есть снижению цены на эту услугу, может способствовать снижение стоимости перестрахования рисков факторов и увеличение доли малого бизнеса, сделок с ограниченными лимитами в обороте рынка. Пока ни того, ни другого не происходит. Поэтому рост безрегрессного факторинга в портфелях участников рынка в 2010−2011 гг. будет исключительно следствием обострения конкуренции и увеличения аппетита к риску.
3. Понятие «факторинг» до сих по не закреплено в российском законодательстве. Участники рынка – вместе и по отдельности – пытались изменить эту ситуацию с помощью поправок в Гражданский кодекс или разработки отдельного закона. Безрезультатно. Хороший шанс на введение понятия факторинга в правовое поле дает закон о торговле, вступивший в силу в 2010 году. Одним из ключевых положений этого закона является закрепление максимально допустимых отсрочек платежа. Но без поправок, регулирующих использование факторинга поставщиками торговых сетей, это положение не работает! Если поставщик использует факторинг, ему не важно, какая длительность отсрочки будет указана в договоре поставки с торговой сетью – банк заплатит ему в течение 24 часов с момента передачи документов, подтверждающих отгрузку. Закон о торговле может привести к появлению на рынке факторинга новых игроков – торговых сетей. Закон ограничивает возможности сетей получать дополнительные доходы (бонусы, скидки, штрафы и т.п.) от сотрудничества с поставщиками. В ответ торговые сети расширяют перечень оказываемых поставщикам платных услуг, в число которых может войти и факторинг. В связи с этим в том же законе о торговле необходимо прописать условия взаимодействия факторов с сетями-дебиторами, потому что, как показывает практика, закон «О защите конкуренции» в период между антимонопольными проверками практически не работает.
Константин Сазонов, начальник управления факторинга Газпромбанка
1. На развитие российского рынка факторинга существенное влияние оказал финансовый кризис. Падение производства, снижение объемов продаж у российских предприятий с одновременным ужесточением требований факторов по управлению рисками привели к отрицательной динамике рынка в первой половине прошлого года. Однако увеличение спроса на факторинговое финансирование во втором полугодии 2009 г. и в начале 2010 г., а также снижение процентных ставок, вселяет надежду на дальнейший рост объемов.
2. Что касается перспектив безрегрессного факторинга, то пока на рынке не появятся приемлемые ценовые предложения страховых компаний по страхованию рисков по товарным кредитам, «безрегресс» будет использоваться крайне ограниченно, при проведении операций с «проверенными» клиентами и при наличии должников, в финансовом состоянии и платежной дисциплине которых фактор будет полностью уверен. Рыночным такой продукт назвать трудно, хотя спрос на него существует, и довольно значительный, несмотря на более высокую стоимость по сравнению с регрессным факторингом.
Роман Огоньков, председатель правления Национальной Факторинговой Компании
1. Хотя история развития российского рынка факторинга насчитывает более 10 лет, бизнес еще недостаточно информирован о всех возможностях продуктовой линейки Assets Based Finance. Факторинг стал более узнаваемым финансовым инструментом, но успешных примеров встраивания этих услуг в бизнес компаний с целью решения задач роста и развития не так много. С учетом нынешней продуктовой структуры рыночного предложения услуг ABF в России, у клиентов восприятие возможностей факторинга сужается до стандартизированного кредитования под залог дебиторской задолженности. Выстраиваемая логика «клиент – финансовое положение – лимит риска на клиента» полностью соответствует классике банковских стандартов риск-менеджмента, но противоречит классике подхода ABF, где главный акцент ставится на качество актива, уступаемого фактору, т.е. дебиторскую задолженность. Если участникам рынка удастся расширить свое представление и представление клиентов о потенциале факторинга, это откроет новые рыночные ниши.
2. Потенциал рынка безрегрессного факторинга огромен. Если в 2008 году, по данным FCI, факторинг без регресса составлял 38% объема мирового рынка внутреннего факторинга, в России его доля колеблется около 10%. И это при том, что у нас не развит должным образом рынок страхования рисков товарного кредитования и географически контрагенты часто разделены большими расстояниями. Однако реализовать этот потенциал будет невозможно, если факторинг без регресса не станет обязательным элементом продуктовой линейки большинства участников рынка и если продукт не будет правильно позиционирован в глазах владельцев бизнеса. Умышленно акцентирую внимание на роли собственников, потому что вопрос обеспечения безопасного роста бизнеса относится к категории стратегических задач верхнего уровня управления будущим компаний.
3. В 2010 году мы с интересом будем следить за процессом адаптации рынка факторинга к закону о торговле. В каком-то отношении факторам становится легче, поскольку срочность размещения становится более прогнозируемой, если, конечно, сети будут соблюдать те ограничения по срокам оплаты, которые накладывает закон. С другой стороны, у поставщиков в некоторой степени может снизиться мотивация к использованию факторинга, ведь если система заработает так, как ее представил себе законодатель, то риски кассовых разрывов, связанные с неопределенностью поступления платежей от сетей, существенно снизятся. А вот к явно неприятным сюрпризам для факторов можно отнести намерение сетей сделать платной процедуру подтверждения задолженности перед поставщиком. Классический пример выбора «из двух зол»: факторы должны либо отказаться от сверок, что повышает риски, либо платить, что увеличивает расходы. Есть, конечно, и третий путь – апеллировать к ФАС, ссылаясь на незаконность этих требований, поскольку представлять процедуру сверки задолженности «рыночной услугой», которую ритейлер оказывает фактору, с моей точки зрения, весьма сомнительно. Однако перспектива «третьего пути» во многом зависит от готовности факторов выступить против таких «инноваций» единым фронтом.
Людмила Гончарова, заместитель председателя правления банка «Возрождение»
1. Проблема повышенных кредитных рисков требует от фактора тщательного анализа сделки. Поэтому, несмотря на повышенный спрос на услугу факторинга, наращивание объема сделок происходит медленно. Законодательное регулирование рынка факторинга не отражает всех нюансов сделок, допускает различное толкование и противоречия. Созрела необходимость принятия закона о факторинге, что позволит определить правила игры на рынке.
2. Сегодня немногие клиенты готовы к удорожанию факторинга в случае его безрегрессной формы. Если дебитор платежеспособный, большинству поставщиков проще и дешевле взять кредитный риск на себя, а если неплатежеспособный, то ни фактор, ни страховая компания не возьмут на себя риски неплатежа. Отчасти поэтому безрегрессный факторинг развивается медленно. Кроме того, многие банки работают по схеме обеспечительного факторинга, когда ответственным за возврат предоставленного финансирования остается клиент, а дебиторская задолженность уступается в качестве обеспечения. Это удобно с точки зрения соблюдения требований закона 115−ФЗ, закона о персональных данных, так как стороной сделки остается клиент, о котором у фактора собраны все необходимые сведения. А в случае безрегрессного факторинга дебиторскую задолженность приходится покупать, и дебитор становится единственным должником по сделке, притом, что у фактора остаются договорные отношения только с клиентом. В этом случае банк обязан идентифицировать должника, в том числе иметь копии паспортов первых лиц. Так как должник не является стороной по договору факторинга, возложить на него обязанности о предоставлении необходимой информации не всегда возможно. Исключение представляют должники-клиенты банка, по которым вся необходимая информация доступна. Финансировать поставки в адрес этих должников без регресса на клиента возможно.
3. С одной стороны меры, направленные на защиту конкуренции, прозрачность договоров поставки, должны упростить процедуру взаимодействия поставщиков и ритейлеров, и тем самым расширить список поставщиков торговых сетей и, соответственно, потенциал факторингового рынка. С другой, ограничение сроков оплаты в условиях договоров поставок по группам продовольственных товаров теоретически может уменьшить сроки финансирования поставок факторами и тем самым сократить не столько стоимость услуги, сколько объемы факторингового рынка. Но это и сократит оборотный капитал торговых сетей, что в первую очередь скажется на сокращении ассортимента и перераспределении его в сторону наиболее высокооборачиваемых товаров.
Однако с уверенностью говорить о сокращении сроков финансирования, а также и об увеличении платежной дисциплины ритейлеров преждевременно. Сегодня факторы, как правило, готовы идти на значительные периоды ожидания оплат от должников, учитывающие сложившуюся историю оплат. Например, при схеме обеспечительного факторинга, когда за возврат финансирования отвечает клиент, а не его должник, денежные средства выделяются клиенту на срок, включающий период ожидания. В этом случае период ожидания может быть значительным, так как не влечет за собой просрочки обязательства клиента перед банком по возврату денежных средств и увеличения резервов по факторинговой сделке. Вместе с тем, как ритейлерам обеспечить оборотный капитал, если не за счет длительных отсрочек платежа? Поэтому есть перспективы для сохранения и расширения объема факторингового рынка, несмотря на законодательное регулирование отсрочек.
Эффективность закона покажет время с учетом применения его норм на практике участниками рынка.
Александр Федоров, заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф»
1. Основной сложностью на пути развития факторинга всегда была недостаточная информированность компаний об этом финансовом инструменте. Большинство привлекаемых нами клиентов ранее никогда его не использовали. В целом можно сказать, что информированность клиентов на российском рынке растет с каждым годом, эта заслуга принадлежит наиболее активным факторам, занимающимся популяризацией продукта и немногочисленным СМИ, которые видят большие перспективы развития данного рынка.
2. На мой взгляд, развитие безрегрессного факторинга в России зависит от экономической ситуации в стране в целом. В условиях положительной динамики восстановления экономики можно ожидать и увеличения объемов безрегрессного факторинга по сравнению с 2009 годом. Сейчас сложно строить точные прогнозы. Если сравнивать российский рынок факторинга с развитыми европейскими странами, то можно сказать, что безрегрессный факторинг — это следующая ступень развития. В большинстве европейских стран безрегрессный факторинг преобладает над регрессным. Безрегрессный факторинг по своей сути близок к страховым продуктам и его развитие зависит и от желания страховых компаний перестраховывать риски факторов. На текущий момент стоимость таких услуг слишком велика, и факторинговым компания приходится самостоятельно нести эти риски, эта одна из основных причин слабого развития безрегрессного факторинга.
3. Не стоит ждать от закона о торговле сильных изменений, поскольку срок исполнения требований нового закона еще не наступил, и уже сейчас говорят о необходимости корректировок. Новый закон окажет влияние на рынок факторинга, но это влияние не будет столь значительным. Торговые сети — это не единственные покупатели, в адрес которых финансируются поставки, и закон затрагивает только продуктовую группу товаров. Уменьшение срока отсрочки платежа по продуктовой группе товаров, может положительно сказаться на поставщиках, ускорив оборачиваемость их поставок и снизив потребность в размере оборотных средств. Однако, для факторов это закон несет снижение единовременного объема уступаемой задолженности, по такого рода клиентам объемы портфелей уменьшатся. Также можно ожидать, что при коротких отсрочках наиболее финансово обеспеченные компании, могут и вовсе отказаться от применения факторинга. Несмотря на эти обстоятельства, не стоит ожидать уменьшения объемов продаж, и, как следствие, и оборота по факторингу, при ускорении оборачиваемости объемы могут даже возрасти. В целом, новый закон о торговле имеет больше плюсов для факторинговых компаний, чем минусов. Закон регламентирует договора поставок в части таких важных деталей, как срок отсрочки, возможность встречных зачетов, размер бонусов, запреты переуступки прав требований, делая любой договор с ритейлером пригодным для работы по факторингу.