О тенденциях на мировом и казахстанском рынках одежды рассказала генеральный директор ТОО "Mimioriki" Инна Апенко во время Международной выставки моды Central Asia Fashion, Autumn – 2014.

Во вторник, 16 сентября, в Алматы, на территории выставочного центра "Атакент" началась Международная выставка моды Central Asia Fashion, Autumn – 2014. Выставка будет проходить до 18 сентября.

В первый день, на одной из бизнес-сессий, перед производителями и ретейлерами одежды выступила Инна Апенко, генеральный директор ТОО "Mimioriki". Она поделилась собранными ею данными о том, какие изменения сейчас переживает европейский рынок fashion-ретейла, как эти метаморфозы влияют на Казахстан и каким образом казахстанским игрокам следует реагировать на происходящее.

На 30% "упали" ретейлеры из-за девальвации

Первым делом Инна Апенко продемонстрировала участникам сессии слайд, на котором показана структура рынка одежды в Казахстане. Главная особенность этого сегмента в том, что 95% рынка оставляет импортная одежда и лишь 5% – одежда собственного производства.

– Мы видим, как шла эволюция розничной торговли одежды. Это позитивный тренд. Только в кризисный 2009 мы просели, но достаточно быстро вышли из этой ситуации. Позитивная динамика продолжается, несмотря на то, что в этом году после девальвации каждый игрок столкнулся с резким спадом. Спад у профессиональных игроков составил до 30% в текущем году. Эксперты прогнозируют, что выход наступит только в конце следующего года, – рассказала о некомфортных условиях на рынке рейтела спикер.


Но, как отметила Апенко, бывает и хуже: весь европейский рынок рейтела имеет или нулевую, или отрицательную динамику. Поэтому европейские игроки так активно заходят на рынок Казахстана в частности и Центральной Азии в целом.

Хотя, конечно, наш регион не относится к самым привлекательным рынкам с точки зрения развития. Самые заманчивые – это Китай, Бразилия, Индия и Россия.

– Китай является не просто крупнейшим производителем, но и крупнейшим рынком потребления, где интересно развивать свои проекты. Я рекомендую подумать о возможной экспансии своих брендов, – предложила обратить внимание на соседнюю страну Ирина Апенко.

Тем не менее, как отметила генеральный директор ТОО "Mimioriki", западные рынки по-прежнему генерируют самые высокие продажи одежды на человека. В нашей же стране тратят $150-500 на человека. Для производителей и продавцов — это сигнал, что рынку есть куда расти.

– Если анализировать структуру среднего заработка у нас, то он изменяется, динамично движется вверх, — сказала Инна. — Когда средний заработок достигает $500, то наступает бум в потреблении, в том числе в fashion-ретейле. В Алматы и в Астане это уже произошло. Мы работаем с категорией людей с доходами $900-1000 на человека. Недаром прошлый год был ознаменован открытием Есентай Молла с люксовыми брендами. Это показатель готовности рынка принимать не только товары масс-маркет, но и люксовые товары. Для нас, представителей fashion-ретейла, — это то, что двинет нас всех вперед.

Возраст диктует, как развиваться рынку одежды

По словам Инны Апенко, одним из серьезных вызовов для европейских рынков стало то, что люди старше 50 лет составляют 40% от числа тех потребителей, кто тратит деньги на одежду. Это не потребители fast-fashion. Они имеют уже сформировавшиеся высокие доходы и хотят получать продукцию и сервис другого качества. На ее взгляд, бренды, ориентированные на людей 50+, будут активно появляться в Европе и проникать в Казахстан. Рейтелерам нужно быть готовыми к их экспансии.

– Мы в Казахстане, может, не дошли до этого тренда. Но уже сегодня я, как ретейл-игрок, четко вижу недостаток в структуре наших торговых центров: огромное количество предложений для молодой аудитории и очень скромное предложение для более старшей аудитории, – поделилась своими наблюдениями бизнес-леди.

Еще один фактор, влияющий на структуру рынка потребления одежды, – женщины стали позже рожать. Эту тенденцию можно наблюдать как в Европе, так и в Казахстане.

– Если вы будете в Европе, обратите внимание на то, что нигде вы не найдете столько монобутиков детской одежды, сколько у нас. Там детский ретейл перекочевал в гипермаркеты, где есть предложения для мужчин, женщин и детей, – сказала Инна.

Между тем, она не видит угрозы для рынка продаж детской одежды в Казахстане: у нас хоть и рожают поздно, но зато по несколько детей, и к тому же охотно тратят на потомство деньги.

– У нас угроза в другом. Нам кажется, что это такая благодатная почва, что мы наплодили множество проектов, – предостерегла генеральный директор.

В то же время, производителям детской одежды нужно быть начеку, становиться более профессиональными, потому что европейские игроки будут активно завоевывать рынки, где растет рождаемость.

Не тормози – за Zara следи!

Казахстанским производителям одежды также стоить "нажать на газ": индустрия ускоряется неимоверно. Если раньше было нормой выпускать 2-4 коллекции в год и готовить их за 2 года до сезона, то сейчас Zara делает 26 коллекций в год, сократив цикл создания до месяца.

– У Zara есть такая производственная фишка. Они создают, например, линию футболок, не окрашенных в какой-то цвет. Из миллиона красятся 10 тыс. штук, выбрасывают их на рынок. За первые три дня продаж смотрят динамику, какие цвета пользуются большей популярностью, и потом красят всё остальное. Это инструменты, которые позволяют молниеносно реагировать на запросы потребителей, — рассказала о маленьких хитростях производителей одежды Апенко.

Она понимает, что производителям, у которых нет таких возможностей, сложно выиграть борьбу за клиента. Но жизнь требует становиться быстрее. И если не следовать ее законам, то можно проиграть.

А еще жизнь требует продавать одежду 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

– Потребитель становится очень динамичным. Он хочет совершать покупки тогда, когда удобно ему, а не тогда, когда работаете вы. На европейском рынке уже 30% от объема всех продаж (одежды) осуществляется через онлайн-инструменты. Нам тоже нужно это делать, – призвала своих коллег по цеху представитель fashion-ретейла.

Инна также посоветовала ретейлерам активно присутствовать в социальных медиа. Главное в этом вопросе – сделать так, чтобы команда продавцов в оффлайн-магазинах поддерживала то настроение, которое компания создает в соцсетях, знала, что именно ретранслирует компания через свои аккаунты. Потому что бывают случаи, когда потребитель, благодаря social media, знает о бренде лучше и больше, чем продавец.

Кроме того, сейчас потребитель хочет покупать не просто продукт, ему нужен новый невероятный опыт, заметила спикер.

– Если несколько лет назад речь шла о функциональных характеристиках: "Мы больше, мы качественней, мы дешевле", то сегодня мы уже создаем эмоциональную составляющую, уникальный опыт, за которым потребитель приходит именно к нам. Как сказал шведский брендолог Томас Гэд, эпоха функционального брендинга закончилась, наступила эпоха эмоционального брендинга. Создайте для покупателя приключение! — посоветовала генеральный директор ТОО "Mimioriki" Инна Апенко.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments