Многие владельцы франшиз еще до наступления сезона отпусков и экономических санкций заметили снижение покупательской активности. Сейчас рынок франчайзинга готовится к сложным временам: владельцы франшиз оптимизируют свои бизнес-процессы и сокращают расходы.
В конце лета правительство наложило эмбарго на отдельные импортные товары. По мнению участников рынка, санкции разгонят инфляцию и будут способствовать снижению покупательского спроса. Но многие владельцы франшиз уже его ощутили. По словам управляющего партнера сети ресторанов "Торро гриль" Кирилла Мартыненко, в этом году трафик в его заведениях упал на 2%. Снижение покупательского спроса заметил и создатель сети Harat’s Pub Игорь Кокоуров.
"Во втором квартале 2014 года наши сопоставимые продажи упали на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года,— говорит руководитель отдела развития и маркетинга сети магазинов польского нижнего белья Atlantic Александр Кулев.— Снижение выручки во многом связано с падением трафика в торговых центрах. В крупных московских моллах он сократился на 10-12%, а в регионах еще значительнее".
По словам совладельца сети баров Killfish Дмитрия Евсеева, в нескольких регионах, где кризис затронул крупные градообразующие предприятия, уже есть падение средних чеков. Как говорят владельцы франшиз, негативный информационный фон, связанный с нестабильной политической и экономической ситуацией в России, сдерживает потенциальных франчайзи от покупки франшиз. Например, если в прошлом году Atlantic открывала каждый месяц по два-три магазина (сеть развивается только по франчайзингу), то сейчас — по одному.
"В августе на рынке франчайзинга наблюдается сезонное затишье, связанное с отпусками,— говорит руководитель департамента развития франчайзинга компании "Франкон" Анна Рождественская.— Потенциальные франчайзи по-прежнему интересуются франшизами, оставляют на них заявки, но покупают их единицы. Сейчас инвесторы выжидают, что будет дальше, как сложится конъюнктура, что будет с курсами валют, и присматривают себе проект "на будущее"".
Исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко считает, что в 2014 году рынок франчайзинга вырастет на 10%, тогда как по итогам 2013-го этот показатель составлял 15%. "Потенциальные франчайзи сейчас охотнее вкладывают деньги в реальный бизнес, а не в покупку валюты,— говорит Михайличенко.— Спросом пользуются франшизы товаров и услуг, на которых потребители не будут экономить в кризисное время. Например, на парикмахерских, продуктах питания, детской одежде, медицине".
Сергей Амбросов, генеральный директор сети медицинских лабораторий "Инвитро", рассказывает: за январь—август 2014 года средний чек компании вырос на 10%, а посещаемость — на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Динамика продаж франшизы составила 15%, а развитие сети идет прежними темпами — 45 новых франчайзинговых точек в этом году против 46 за аналогичный период прошлого года.
Многие сетевые компании, по мнению Юрия Михайличенко, сейчас занимаются повышением производительности труда и оптимизацией расходов. "Инвитро" разработала франшизу для маленьких городов с населением до 50 тыс. человек, где не представлены крупные сетевые медучреждения и слабая конкуренция.
"Благодаря низким издержкам франчайзи имеют возможность зарабатывать и развивать рентабельный бизнес даже при посещаемости несколько человек в день,— говорит Амбросов.— Доля такой программы в общем числе вновь открытых лабораторий сейчас достигает более 20% — это очень хороший показатель".
За счет экономии на рекламе Atlantic сократила в этом году свои операционные расходы на 40%. Бюджет имиджевой рекламы компания перенаправила на продвижение розницы: оформление витрин, печать POS-материалов, поддержка страницы бренда в соцсетях. Для франчайзи сеть разработала антикризисные условия сотрудничества: разбивка платежей на несколько месяцев, продажа товарных остатков в аутлетах, подбор бюджетных решений при отделке и оформлении магазинов.
Сокращение расходов на аренду — одна из немногих выгод, которую смогут получить потенциальные франчайзи от экономического кризиса. По словам Кулева, уже сейчас стоимость аренды в торговых центрах для новых магазинов сократилась на 30%. Во многих раскрученных московских и региональных моллах появились вакантные места, и у ритейлеров теперь есть возможность для расширения сети.