В январе в департаменте развития ГК "О’Кей" произошли сокращения. Об этом Retailer.RU рассказали участники рынка. В пресс-службе факт оптимизации подтвердили. "Оптимизация связана с сокращением планов по развитию в связи с очень высокими кредитными ставками и финансовой нестабильностью", — сообщила Retailer.RU Марина Каган, директор по связям с общественностью и взаимоотношениям с инвесторами ГК "О’Кей". В каком именно объеме произошли сокращения, Марина Каган не уточнила. Директор по развитию ГК "О’Кей" Олег Каржавых от комментариев отказался.

В конце прошлого года глава компании Тони Махер говорил о планах открыть в этом году более 12 гипермаркетов, а также запустить проект дискаунтеров "Да!", открыв порядка 40 точек. Старт был намечен на текущую весну (март − апрель; изначально речь шла о конце 2014 г. — начале 2015 г.). Для финансирования капзатрат по запуску новой сети ритейлер планировал привлечь заемные средства в размере 8 млрд руб.

Сегодня ритейлер намерен продолжить развитие, но такими темпами, которые "будут устойчивыми для нашего бизнеса и не потребуют привлечения значительных новых кредитных ресурсов по текущим ставкам", — приводятся в отчете компании об операционных итогах 2014 г. слова Тони Махера. О каких именно темпах развития идет речь, Retailer.RU выяснить не удалось.

С фокусом на эффективность

По информации Retailer.RU, оптимизация в ГК "О’Кей" коснулась не только развития, но и маркетинга. Сокращаются затраты и на содержание торгового персонала. "Еще в том году, уже после назначения нового генерального (о назначении Тони Махера генеральным директором компании было объявлено 29 января 2014 г. — Примеч. ред.) у нас сократили техническую службу, оставив вместо четырех сотрудников двух, — рассказывает Retailer.RU работник одного из магазинов сети. — Сокращения идут и сегодня: буквально вчера в другом магазине работало два старших кассира, сейчас — один. У нас в этом году пока никого не увольняли, но и новый персонал не нанимают, хотя открытые вакансии есть".

В целях сокращения расходов на ФОТ еще год назад отменили 5-процентный премиальный фонд, продолжает сотрудник: "С учетом других ограничений — например, дополнительных часов, которые можно отработать, а сейчас это максимум 0,1 ставки, хотя и это могут отменить — моя зарплата за декабрь сократилась на 20%. Сам оклад, то есть базовую оплату, при этом не сокращали".

Капиталоемкий формат

Высокие кредитные ставки и финансовая нестабильность, ставшие причиной сокращения программы развития "О’Кей", — общая для участников рынка проблема, но особенно остро она стоит перед сетями, развивающими формат "гипермаркет". "Этот формат является капиталоемким, предполагает длительный период окупаемости и является технологически более сложным по сравнению с дискаунтером. В условиях роста стоимости долгового финансирования, снижения покупательной способности населения, оптимизации товарной корзины, формату будет сложнее удерживать покупателя и поддерживать продажи непродовольственного ассортимента", — отмечает старший аналитик "Райффайзенбанка" Наталья Колупаева.

Подведенные лидерами итоги ушедшего года действительно свидетельствуют о падении трафика как гипермаркетов, так и супермаркетов и его перераспределении в пользу магазинов "у дома" (см. графику). Из общей картины выбиваются лишь "Магнит" и "Лента". Данные национального лидера свидетельствуют о том, что потребитель стал чаще заходить в магазины всех сетей и форматов, которые развивает ритейлер. "Лента" же побила все рекорды, отчитавшись о росте трафика в сопоставимых супермаркетах двузначным показателем.

Рассказали о планах

Большинство компаний-лидеров уже озвучили планы на текущий год. Самая масштабная программа развития — у "Магнита". Ритейлер не только не сократил ее в связи с ситуацией на рынке, но и увеличил: так, вместо планировавшихся ранее к открытию 1 100 магазинов "у дома", 80 гипермаркетов и "Магнит Семейный", а также 300−350 магазинов косметики теперь речь идет о 1 200, 90 и 800 точках соответственно.

"Ашан" планирует прирасти на 7−8 объектов, вложив за год в развитие бизнеса в России 10 млрд руб. В Metro Cash & Carry обещают открыть объектов не меньше, чем в прошлом году (в 2014 г. открыто семь торговых центров). Ни в Metro C&C, ни в "Ашане" команду развития не сокращали. "Я бы сказала, даже усилили за счет внутренних ресурсов", — подчеркивает руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям Metro Cash&Carry Оксана Токарева.

"Лента", также оптимизировавшая недавно департамент развития, обещает открыть за первое полугодие 2015 г. не менее 10 гипермаркетов. Это больше, чем за первое полугодие прошлого года, когда компания приросла на пять гипер- и четыре супермаркета. Планы по удвоению торговых площадей за три года, с конца 2013-го по конец 2016-го, остаются в силе (в 2014 г. введено около 195 тыс. кв. м торговых площадей, на конец года совокупная торговая площадь составила 701,15 тыс. кв. м).

ГК "Дикси" не сообщала о корректировке планов. В ноябре прошлого года президент группы Илья Якубсон говорил об открытии в 2015 г. порядка 500 магазинов. Планировалось и усиление крупного формата.

Единственным из лидеров, кто не обнародовал планы развития на год, в том числе по гипермаркетам, остается X5 Retail Group.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments