В Новосибирске открылся новый гигантский торгово-развлекательный комплекс (ТРК) — четырехэтажная «Аура» (еще два этажа отведены под парковку). Площадь объекта почти 150 тыс. кв. м. Это больше, чем торговые площади другого новосибирского гиганта — ТРК «Мега» (130 тыс. кв. м, принадлежит шведской IKEA). Реализация проекта обошлась ЗАО «Ренейссанс Констракшн» («дочка» турецкого девелопера Renaissance Construction, зарегистрированная в Санкт-Петербурге) почти в 150 млн евро. Долгосрочное финансирование в размере 60 млн евро предоставил ЕБРР.

ТРК был построен ЗАО «Ренейссанс Девелопмент» (строительным подразделением той же турецкой компании). Оно же, кстати, возвело в Новосибирске «Мегу», а также до недавних пор второй по площади ТРК «Ройял Парк» (принадлежит местной УК «Успех»). Строительство «Ауры» началось еще в 2007 году, но осенью 2008-го по известным причинам было заморожено. Изначально на этом участке планировалось построить небольшой торговый центр площадью около 50 тыс. кв. метров. Но масштабы пришлось увеличить из-за потенциальных конкурентов. Среди якорных арендаторов нового гиганта — гипермаркеты питерской торговой сети «О’кей» и немецкой MediaMarkt (оба по 6 тыс. кв. м), девятизальный кинотеатр «Кронверк Синема» и развлекательный комплекс компании «Космик», компания Inditex (марки Massimo Dutti, Zara, Bershka). Среди других крупных арендаторов — «Детский мир», «Спортмастер», New Yorker, «Снежная Королева», «Уютерра», книжный магазин «Сократ». В зоне фуд-корта будут работать точки и отдельные кафе 15 операторов («Чашка кофе», «Суши Терра», «Блинофф» и т.д.), в том числе заведения американских сетей Carl’s JR (фастфуд) и TGI Fridays. Еще не все они открылись для посетителей, но к лету «Аура» должна задышать полной грудью.

Появления «Ауры» — настоящего гиган­та, разместившегося на углу Каменской магистрали и улицы Военной в правобережной части города, может заметно по­влиять на распределение торговых потоков в Новосибирске. Именно расположение собственники считают главным конкурентным преимуществом центра. По словам управляющего директора ЗАО «Ренейссанс Девелопмент» Эльхана Керимли, ожидается, что ежедневный трафик посетителей «Ауры» может достигнуть 30–40 тыс. человек в будни и в два раза больше — в выходные. Арендные ставки собственники не называют, но, по данным НГС, цена квадрата в «Ауре» не сильно отличается от цены квадрата в «Меге» (около 3 тыс. рублей).

Эксперты хорошо оценивают перспективы торгового комплекса, учитывая его масштаб, грамотный подбор и разнообразие представленных арендаторов. Благоприятствует «Ауре» и тот факт, что ее открытие происходит в период выхода из кризиса. Поэтому печальную судьбу расположенного не слишком далеко ТРК «Сибирский молл» (его площадь — 67 тыс. кв. м) он вряд ли повторит. Для многих очевидной является и некая схожесть нового центра с концепцией «Меги». С другой стороны, этот проект выгодно выделяет наличие мощной развлекательной составляющей, особенно кинотеатра (именно открытие мультиплекса «Киносити» в свое время вдохнуло жизнь в прежде пустовавший «Сибирский молл»). «Сочетание этих факторов способно обеспечить ТРК большой трафик. К тому же здесь привлекательным будет наличие крупного продовольственного гипермаркета и гипермаркета электроники», — уверен исполнительный директор консалтинговой фирмы «Корпус» Лавр Куприянов.

Очевидны и недостатки «Ауры». «Прежде всего это удаленность от транспортных остановок и метро и пробки на прилегающих улицах», — отмечает директор RID Analytics Елена Ермолаева. Но, как показывает практика работы «Меги», на подъездах к которой регулярно возникают заторы в праздничные и выходные дни (даже несмотря на то что шведы под давлением городских властей были вынуждены построить удобную развязку с виадуком на улице Ватутина), этот недостаток не останавливает новосибирских покупателей.

Открытие «Ауры» усилит конкуренцию между ТРК, за последние годы сильно изменившими представления новосибирских покупателей о качественном шопинге. «Пострадают в той или иной мере все центры, особенно те, которые находятся недалеко от «Ауры» — «Сибирский молл», «Мегас». Думаю, даже «Мега» почувствует отток покупателей, по крайней мере временный. В будущем все будет зависеть от того, какие ретейлеры будут интереснее для новосибирцев», — говорит Ермолаева. По мнению Лавра Куприянова, на поток посетителей в крупных ТРК, скорее всего, открытие «Ауры» серьезно не повлияет, хотя часть клиентов «Меги», вынужденных ранее ездить на левый берег из-за отсутствия аналогичных крупных проектов в правобережной части города, сделает выбор не в пользу шведов. Что касается арендаторов, то, по словам эксперта, их оттока из «Ройял Парка» и «Меги» ожидать не стоит. «Крупные бренды предпочитают открывать дополнительные магазины», — отмечает он. Пострадать могут только небольшие торговые центры, в которых часть сетей может закрыть свои отделы.

«Аура», похоже, станет одним из последних крупных торговых центров, открытых в Новосибирске. По мнению аналитиков, в ближайшие годы реализация в этом сегменте рынка таких больших проектов уже неактуальна — мест под солнцем для новых игроков уже не осталось. Более перспективным выглядит строительство торговых центров районного масштаба на окраинах города, аналогичных недавно открытому в отдаленном микрорайоне «Снегири» ТРК «Голден парк» (принадлежит УК «Успех»). Не привлекательны для инвесторов сегодня и сроки окупаемости крупных объектов, ориентированных на приток посетителей со всего города. Так, по мнению Елены Ермолаевой, если даже все площади «Ауры» будут заполнены, окупаемость проекта составит не менее 7–9 лет.

Телега.-Контент