В россии бум электронных ридеров. свои модели недавно представили ozon, "Вобис" и "АйМобилко". iOne пообщался с гендиректором "АйМобилко" Николаем Белоусовым.

Некоторое время назад вы обещали, что устройство появится на рынке в конце первого квартала этого года. Что-то не получилось?

Мы с самого начала четко разграничили для себя сферы ответственности: софт и контент — это наша забота. Все остальное — забота партнеров. Вот у наших китайских партнеров и не получилось: когда мы общались с потенциальными производителями "АйЧиталки", все заявляли о своей готовности полностью удовлетворить наши потребности в ридере. В результате оказалось, что одни производители не успевают в срок, другие успевают, но только при условии изменения технических характеристик… Мы и не думали, что все они настолько оптимистично оценивают свои силы. Вот нам, к примеру, очень интересна идея ридера со встроенным 3G-модулем. Если не брать в расчет Amazon Kindle, такого ни у кого нет! Тестовые прототипы в наличии имеются, а массовых экземпляров, не стоящих при этом космических денег, нет.

Как вы можете описать портрет типичного пользователя ридеров в целом и вашей "АйЧиталки" в частности?

Это типичные гики — так называемые early adopters, которые всегда бегут впереди паровоза. Мы же ориентируемся на массовую аудиторию — студентов, домохозяек, людей, которые не особо умеют пользоваться компьютером. Для такой аудитории все должно быть легко: есть устройство — прямо на нем интернет-магазин, нажал одну кнопку, получил книжку, счастлив.

Но при этом вы собираетесь реализовывать первые партии устройства исключительно курьерской доставкой, а это совсем не массовый способ продаж.

Это всего лишь пробный шар: судя по количеству обращений в нашу службу поддержки после анонса "АйЧиталки", мы их реализуем быстро. Только по предзаказам у нас половина первой партии уже распродана. Затем уже будем делать и стойки в торговых центрах, и другие акции. В том, что добудем аудиторию с таким предложением, мы особо не сомневаемся.

Говорят же, что русские — самая читающая нация в мире…

Это большое заблуждение. Все иллюзии у меня развеялись в Германии, когда я заглянул в каталог издаваемых там книг: за год было выпущено 1,2 млн наименований. В России же — дай бог, если наберется хотя бы 120 тыс. Причем надо иметь в виду совершенно разные оценки эффективности: там никто не издаст книгу, если для нее нет места на рынке. У нас же издается множество книг, которые вообще никому не нужны. Или вот другой распространенный миф: молодежь перестает интересоваться чтением. На самом деле она прекращает покупать книги, а не читать.

Взгляд в будущее печатной литературы у вас оптимистичный.

Разумеется, куда книги денутся. Просто некоторые из сегментов рынка перейдут на цифровое распространение. Например, одноразовая литература вроде детективов, периодика: аудитория той же Дарьи Донцовой вряд ли пока имела возможность стремительно и удобно получать электронный контент. Но даже это будет происходить совсем не быстро.

Стоимость ридера невелика, и вы явно продаете не только по цене ниже, чем у конкурентов, но и ниже себестоимости.

Закупочная цена устройств — около $200. Мы же считаем, что для массового спроса "читалка" должна стоить $100. Сейчас мы дотируем чуть меньше $100. И я думаю, в октябре снизим цену до желаемых 3 тыс. руб.

От чего зависят сроки появления этого предложения?

Там много факторов — и успешность продаж первых партий, и юридические вопросы. Например, мы не можем с помощью одной услуги стимулировать продажи другой, делая скидку ее пользователям. Другой момент — мы действительно хотим дать рынку это предложение. Вот наши мобильные операторы не смогли нормально продавать iPhone в России лишь потому, что никто особо и не хотел. А мы продавать "АйЧиталку" хотим. Поэтому и просчитываем, как можно, с одной стороны, снизить наши риски, с другой — сделать привлекательной стоимость устройств.

У вас юридический отдел огромный, наверное.

Мы исповедуем принцип "300 спартанцев" — каждый из наших сотрудников стоит десятка, если не сотни чужих. Есть коллеги, у которых юридический департамент состоит из 60 человек. Однако у нас объем каталога и представленных прав больше, чем у них, и при этом всего три юриста. Также мы очень аккуратно к расходам относимся, не занимаемся "распилкой бюджетов". Если не брать в расчет аутсорсинговые мощности, то в компании сейчас работает около тридцати человек, и каждый стоит многих "обычных".

Какого объема пользовательской базы удалось достичь к сегодняшнему моменту?

У нас сейчас более 300 тыс. зарегистрированных пользователей, из них треть — активные. Причем большинство из них, примерно 70%, интересуются именно книгами. И в плане прироста базы мы ориентируемся на многие десятки тысяч. Есть несколько вариантов развития: план с более агрессивной дотацией, и если мы на него выйдем, то получим еще сотни тысяч пользователей, более пессимистический вариант — когда часть купивших "АйЧиталку" будут активно ею пользоваться, и это даст нам десятки тысяч абонентов.

У вас сейчас есть сложности с обновлением программы "АйЧиталка" на AppStore. Новая версия до сих пор там не появилась, хотя полностью готова. Может быть проблема в том, что ваше приложение сильно напоминает фирменную "читалку" Apple?

Год назад было действительно проще — сейчас сильнее влияние человеческого фактора. У меня ощущение, что модерация каталога AppStore выполняется на аутсорсинге какими-нибудь, условно говоря, индусами. И если у них хорошее настроение — твоя программа прошла. Плохое — получи претензии. Мы распространяем через AppStore в виде приложений советские мультфильмы. Некоторые из них прошли модерацию за день-два, а по поводу других мы ругались неделями. Администратор, ни разу в жизни не видевший "Ну, погоди!", пишет, что такое приложение никому не интересно, кроме вашей бабушки. Приходится делиться статистикой. Нынешняя версия "АйЧиталки" находится на модерации недели полторы, но это еще немного — наши "17 мгновений весны" там почти месяц ждали.

Передвинулась ли у вас точка выхода на окупаемость в связи с выпуском устройства? Или оно было в бизнес-плане?

Изначально его там не было: бизнес-план составлялся давно, и понимание необходимости выпуска своего ридера пришло лишь потом. Как релиз "АйЧиталки" повлияет на нашу самоокупаемость, сказать пока сложно. В нашей сфере наполеоновские блицкриги невозможны. Поднять рынок легального контента в такой огромной стране и ждать, что уже через полгода-год рынок целиком сформируется, утопично.


0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments