Мнение эксперта: Ольга Исаенкова, вице-президент по логистике сети электроники и бытовой техники «Техносила»

 

 

 

I.  Распределительный центр

— Ольга, когда был открыт первый РЦ сети «Техносила»?

— Еще два года назад у «Техносилы» в собственности были лишь небольшие склады, которые в общей сложности вмещали порядка 1000 кубических метров. Первый распределительный центр «Техносилы» начал действовать чуть больше года назад в Москве. После того, как заработал центральный РЦ, мы занялись созданием сети региональных распределительных центров. Сейчас их у нас восемь: в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске, Воронеже, Казани. Вокруг этих центров, соответственно, и базируется наша сеть магазинов.

Мы хотим продавать, а не заниматься логистикой.  

— Это собственные РЦ?

— Нет, эти РЦ не являются собственностью «Техносилы». Все — на аутсорсинге. В наших планах есть строительство собственного логистического терминала под Москвой — стотысячника. Это масштабный проект, который сейчас находится в разработке. Сумма инвестиций в РЦ составит около $100 млн. Думаем, что весь объем терминала полностью задействован «Техносилой» не будет, поэтому свободную часть мы рассчитываем сдавать в аренду. Это будет наш дополнительный бизнес.

— У«Техносилы» уже есть партнеры, которые будут участвовать в строительстве?

— Да, у нас есть постоянные партнеры. Это операторы, с которыми «Техносила» давно и эффективно работает. Их мы намерены привлечь к строительству РЦ. Мы розничная компания, и наше дело – торговля, а не складской бизнес, поэтому в проекте нам будут помогать профессионалы – проверенные московские партнеры. В дальнейшем, скорее всего, они же займутся привлечением клиентов и обслуживанием нас на наших площадях.

— Как было принято решение о строительстве своего РЦ?

— Вообще важную роль в принятии положительного решения сыграли две вещи. Прежде всего, нехватка площадей класса А. Площади, которые нам сегодня необходимы, еще только находятся в планах строительства крупных компаний. Арендуемый нами московский РЦ сейчас занимает порядка 45 000 – 50 000 кубических метров. Найти единую площадь таких размеров практически невозможно. Вероятно, к тому времени, когда мы закончим строительство собственного логистического терминала, большие и качественные РЦ уже появятся и в Москве, и в регионах. Но ставки аренды на складские помещения продолжают расти. Это и есть второй очень значительный довод в пользу строительства. Мы считаем, что свой РЦ для нас будет более выгоден с финансовой точки зрения. Плюс собственность – это надежно.

Если говорить, о том, когда на российском рынке будет покрыт дефицит складских помещений, то, скорее всего, только к 2009 году, по крайней мере, в районе Москвы и Подмосковья.

— Когда планируется завершить строительство собственного РЦ?

— Скажем так, на сегодняшний день у нас уже есть предложения по участкам, но мы еще находимся в стадии переговоров. Как только переговоры закончатся, начнется строительство. Соответственно, первые этапы будут завершены через девять месяцев с момента начала стройки. На самом деле, строительство идет быстро. Самое сложное – это заливка полов, потому что они должны быть особой категории. Остальное возводится достаточно просто. Технологии отработаны. Фирмы, которые занимаются строительством складских центров на нашем рынке, существуют давно и имеют большой опыт. Я думаю, проблем не должно возникнуть.

— А сеть, работающая на рынке электроники и бытовой техники, вообще может существовать без РЦ?

— Если сеть хочет быть лидером и побеждать в жесткой конкурентной борьбе за потребителя, держать широкую ассортиментную линейку, предлагать новинки – без РЦ не обойтись. Дистрибуторская сеть огромна – товар везут отовсюду. В нашей сети, например, продаются HI-FI системы, которые стоят 15 000 долларов. Конечно, такой товар закупать поштучно не выгодно, так что наличие склада – необходимость.

— То есть получается, что компания вынуждена иметь РЦ?

— Да. И в этом как раз заключается кардинальное отличие работы российского ритейла от западного. Во всем мире поставщики имеют собственные склады. Они и занимаются поставками товара розничным операторам. Там ритейлер, сделав любой заказ, получает товар от поставщика в течение суток. Та же компания MediaMarkt, недавно вышедшая на российский рынок, в других странах не имеет ни одного склада.

Это мечта всех сетей-электронщиков. Мы хотим продавать, а не заниматься логистикой. Чем меньше логистики в розничной компании, тем лучше для ее бизнеса. Ритейлер должен отвлекаться не на логистику и уменьшение издержек, а на качественную борьбу за потребителя. Мы должны работать на продажи, находить супертовар, предлагать суперцену, хорошие условия для клиента. Но, к сожалению, российские реалии таковы, что не оставляют нам выбора: наши поставщики на российской территории не имеют своих складов.

Сейчас получается так, что в лидерах тот, у кого лучше логистика. Это одна из самых затратных частей в компании, поэтому ее оптимизация – важнейшее направление в работе розничной сети.

Некоторая надежда на изменение ситуации все же присутствует. Уже появились в России заводы компаний-производителей. Осталось только дождаться, когда поставщики начнут заходить к нам и открывать свои РЦ. Это очень сложно и зависит от многих факторов, ведь чтобы начать строить что-то на нашей земле, нужно получить как минимум 170 разрешений. К тому же, иностранцы плохо разбираются в нашем таможенном регулировании.

II. Операторы логистических услуг.

— Что можете посоветовать ритейлерам, которые еще только задумались над вопросом аутсорсинга?

— РЦ нужен торговой сети только для того, чтобы быстро обрабатывать товар и в срок доставлять его в магазины. Для нашей компании оптимальный срок складской оборачиваемости — 15 дней. Поэтому аутсорсинг нам очень выгоден. Мы заинтересованы в скорости и качестве. Это стоит дорого, но зато мы не теряем бизнес из-за задержек.

Другое дело, если компании нужен склад только для хранения. В таких случаях аутсорсинг – страшно дорогая вещь. Проще арендовать склад класса С и хранить там свой товар. В этом вопросе важно все досконально просчитать. Зачастую случается так, что компании идут на аутсорсинг и начинают работать на него, а не он на них.

Вообще, мы стараемся максимально оптимизировать логистические функции. Сейчас мы работаем с понятием «управление цепочками поставок», а еще до недавнего времени в России не употреблялось слово «логистика» – все обходились «транспортным движением». Сегодня мы научились и стараемся четко планировать свои поставки. Строительство РЦ в Подмосковье вовсе не означает, что сначала весь товар будет доставляться на него, а потом уже развозиться по остальным регионам. Наша логистика многогранна. У нас есть прямые поставки, поставки в региональные РЦ, есть и поставки непосредственно в магазины. Более того, решение принимается по каждому виду товара индивидуально. С каждым днем мы все более совершенствуем свою логистическую составляющую.

Наши 20 «Газелей» – хобби, иначе это не назовешь.

— А транспорт у вас тоже на аутсорсинге?

— Да. Мы работаем с 40 транспортными компаниями. В Москве у нас есть транспортный отдел, который имеет порядка 20 машин, они осуществляют доставку техники клиентам, но этот отдел достаточно небольшой по сравнению с объемами перевозок в целом по нашей сети. Транспорт, кстати, также хорошо отдавать на аутсорсинг, так как это дополнительный бизнес, которым надо управлять и который надо отстраивать. Наши 20 «Газелей» – хобби, иначе это не назовешь.

III. Оборудование и услуги.

— А как вы будете оборудовать свой собственный РЦ?

— Знаете, на сегодняшний момент, складское оборудование делается на заказ под клиента. Мы занимаемся электроникой, и для нас самый подходящий вариант хранения стеллажный. Подготовить стеллажи – не проблема. Они могут быть как западные, так и российские. Что касается клиентов, которые будут арендовать остальные площади, то оборудование также будет заказываться непосредственно под них. Оснащение РЦ оборудованием – из всего спектра работ самая простая и мало затратная часть. А вот программное обеспечение и электротехника — очень дорогие.

— Каким образом подбираете складское оборудование?

— Мы рассматриваем разные предложения, и лизинг в том числе.

— Что касается тех РЦ, которые у вас есть сейчас, кто занимался установкой софта?

— Не мы. Как я уже говорила, сейчас у нас все находится на аутсорсинге. Мы только стыкуем свои системы и получаем информацию для обработки данных. Что касается собственного РЦ, то мы пока не занимались вопросом программного обеспечения. Думаю, наши партнеры помогут нам определиться.

— Но вы же сейчас меняете программное обеспечение всей сети, переходите на SAP…

— Дело в том, что «Техносила» в прошлом году сделала большой скачок в своем развитии и, прежде всего, в количестве открываемых магазинов. Это подтолкнуло нас к осознанию того, что наши программы в сегодняшних условиях, мягко говоря, не работают так, как нам требуется. Пришло время переходить на качественно новый уровень. Когда мы это поняли, стали проводить достаточно серьезные исследования между разными программными возможностями. SAP, по нашему мнению, оказался наиболее приспособленным к бизнесу «Техносилы». К тому же у SAP вышла новая версия специально для ритейла. До этого она использовалась только в Германии, и, возможно, мы будем первыми, кто в России поставит у себя это программное обеспечение.

Конечно, SAP — очень сложная система. Внедрение этого проекта рассчитано минимум на три года. Сейчас сложно говорить, будет ли это ПО привязано конкретно к нашему РЦ.

 — А что сейчас стоит?

 — Axapta.

 — Не справляется?

— Совершенно верно. Axapta неплохая программа. Самая большая сложность во внедрении ПО подобного уровня заключается в том, что программа должна быть ориентирована и адаптирована под конкретный бизнес. Видимо, когда много лет назад внедряли Axapta, то не совсем правильно подошли к ее реализации в нашей компании. Главная задача при внедрении – оптимизировать, «подогнать» систему под конкретную компанию, конкретного пользователя. Поэтому правильное внедрение – это 100% успеха. Надеемся, проект SAP будет удачным, и с его поддержкой технологии нашего бизнеса, включая логистические, получат новое развитие. А «Техносила», как следствие, лучшие результаты своей работы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments