«У нас правило: каждую субботу мы должны придумывать новый продукт. Иначе не выжить», — рассказывает владелец небольшой гонконгской компании Shiba Gadgets Джеки Джей Эль. Последний инновационный продукт — специальная пластинка для сотового телефона. Если положить на нее аппарат, то при звонках он не будет оказывать влияния на динамики. «Эта технология была на рынке, просто никто не подумал, как ее лучше использовать», — говорит предприниматель.

Основное место на стенде тем не менее занимают динамики для iPad — тонкая «таблетка» навешивается на увесистый кирпич, что позволяет не только подключать к гаджету наушники, но и одновременно заряжать его. «Великоват, конечно, зато звук хороший. Бывают и более громоздкие конструкции», — убеждает меня Джеки. Действительно, на соседних стендах можно увидеть iPhone Towers — полутораметровые башни-динамики, на вершине которых сиротливо ютятся «яблочные» смартфоны.

Shiba Gadgets — одна из почти 3 тыс. компаний, принимающих участие в осенней сессии выставки Hong Kong Electronics Expo. Еще примерно столько же стендов на другой выставке — Asia Electronics, проходящей в те же дни в другом выставочном комплексе. Организаторы называют «сдвоенное шоу» крупнейшей электронной выставкой в мире, и, видимо, это действительно так. «Раньше, чтобы поставить свой стенд на выставке, нужно было бронировать чуть ли не за год, теперь, с открытием второй выставки, стало легче», — рассказывает «Эксперту» один из гонконгских бизнесменов.

Hong Kong Electronics Expo не блещет технологическими новинками, да и известные бренды здесь присутствуют скорее номинально. В первую очередь она предназначена для мелких и средних гонконгских и китайских компаний, работающих на условиях OEM или ODM, то есть готовых произвести для клиента все, что ему будет угодно, и поставить на этом любое название. Иными словами, выставка отражает массовую моду на электронику, в основном в Европе и США, на которые приходятся основные экспортные потоки. Главные тенденции последнего года — упор на развитие собственных R&D-подразделений в попытке подняться по «лестнице добавленной стоимости» и стремление учесть главные западные тренды: экологичность, экономичность и моду на продукцию компании Apple.

Шкурка от яблока
У 22−летнего программиста Пань Юна не хватило денег для аренды стенда на выставке в Гонконге. Да он ему и не нужен. За его изобретением Apple Peel 520 и без того выстроилась очередь из потенциальных дистрибуторов — за последние два месяца было не менее 30 предложений.

Вместе с братом Пань Юн придумал насадку на iPod Touch, которая превращает его в полноценный iPhone. «Я это сделал потому, что у меня не хватало денег на сотовый от Apple, и я стал думать, как решить эту проблему», — говорит он. Пань Юн и его компания Yinsion Technologies стали сенсацией в Китае, на одном из центральных каналов его назвали «символом китайских инноваций». В начале октября Yinsion подписала контракт с американской компанией Go Solar, которая собирается продавать продукт на американском рынке. Предполагается, что в Китае новый прибор будет стоить в рознице около 40 долларов, а в Америке — порядка 60. «Мы надеемся, что они смогут решить проблемы копирайта с Apple», — поясняет Пань Юн.

Apple Peel 520 «ломает» операционную систему iPod Touch и позволяет совершать звонки и отправлять текстовые сообщения, а в Apple традиционно негативно относятся к любым попыткам стороннего вмешательства в работу ее операционных систем. То же относится к любым устройствам, подключаемым к гаджетам Apple: теоретически все они должны быть ею лицензированы. В Apple объясняют это заботой о потребителе и приводят примеры того, как использование нелегальных зарядных устройств приводило к порче продукции. В сентябре корпорация подала в суд на десять американских торговых компаний, продававших в США нелицензированные устройства для гаджетов Apple, и заявила, что готова судиться и с другими торговцами и производителями.

Зарядки и объективы
Участники выставки в Гонконге об этой проблеме знают, но решают ее по-разному. «Мы сейчас проходим процедуру лицензирования», — рассказывает «Эксперту» менеджер шэньчжэньской Anecoo Стив Ян. Компания предлагает дополнительную батарейку для iPad, вмонтированную в чехол для «таблетки», — срок его работы увеличивается в два раза. По словам Стива Яна, лицензирование занимает от двух до трех месяцев, в течение которых в американской компании изучают образцы продукции.

В других компаниях, производящих аккумуляторы для iPhone, не столь щепетильны. «Мы не ставим на нашу продукцию логотип Apple, значит, можем не волноваться по этому поводу», — утверждает менеджер U-Way Corporation, представляющей в Гонконге аккумуляторы для iPhone.

Другие компании тоже не озадачиваются получением лицензии. Француз Сирил Кастелло вот уже три года производит в Шэньчжэне «биозарядки» — зарядные устройства, сделанные из биоматериалов и не потребляющие «лишней» электроэнергии. Он показывает на универсальную зарядку к телефону, в комплект которой входят разъемы для телефонов различных производителей. «Для этого комплекта мы получали лицензию от Apple и теперь платим американцам с каждой продажи», — поясняет он. Однако затем Кастелло решил отказаться от лишних расходов, новые версии идут уже без всяких лицензий. «На самом деле это больше проблема продавца, чем производителя, а наших заказчиков в Европе пока вопрос лицензий не слишком волнует», — признается он.

Другая ситуация у итальянской Nomenta. «Вот этот переходник стоит два доллара, из них один доллар мы отдаем Apple», — рассказывает менеджер компании Микаэль Шербек. Он признает, что это скорее подстраховка, но подчеркивает, что таково пожелание большинства клиентов. Другие компании предлагают потенциальным заказчикам два варианта поставки — с лицензией и без. «Если хотите купить с лицензией, то динамики будут стоить 24 доллара США, если без — то двадцать», — говорит сотрудник китайской компании 3SUN, которому я представляюсь как потенциальный закупщик из России.

В целом аксессуары и «примочки» для продукции Apple представлены на выставке на каждом втором стенде, и, по словам опрошенных мной участников выставки, это тенденция нынешнего года. Гонконгская компания Gem International предлагает внешние объективы для iPhone4. На стандартную телефонную камеру можно надеть каркас со съемными линзами — телеобъектив, широкоугольник и даже артхаусный fish-eye. «Мы долго думали, запрашивать ли лицензию у Apple, но потом решили, что она нам не нужна», — поясняет «Эксперту» менеджер Майкл Кван. Поначалу камеры планировали делать на магните, но потом выяснилось, что в Японии эта технология защищена патентом, поэтому пришлось искать другие варианты.

Вверх по лестнице
Вообще, все опрошенные «Экспертом» компании говорят, что факторы «новизны» и «скорости» за последние два года вышли на первое место в повышении конкурентоспособности продукции. «Просто сокращение издержек больше не может быть конкурентным преимуществом. Необходимо постоянно предлагать новые технологические или хотя бы потребительские решения», — говорит президент гонконгской компании Protonic Стив Чуан.

Пример такого подхода — китайская Robstep. Компания выставила Chiron, китайскую версию Segwey — двухколесный одноместный электромобиль, который в США активно используют полицейские. Китайский вариант стоит 2 тыс. долларов и предлагается в двух версиях — одна из них с полностью ножным управлением. «Мы уже продали 700 штук в Китае, теперь надеемся выйти на экспортные рынки», — рассказывает «Эксперту» генеральный директор Robstep Чжоу Вэй. Образец явно пользуется популярностью и почти не простаивает, потенциальные дистрибуторы рвутся опробовать китайскую новинку на практике.

«В этом году мы постарались уделить больше внимания новым технологиям, в первую очередь в области энергосбережения и альтернативных источников энергии», — говорит Бенджамин Чау, заместитель директора Hong Kong Trade Development Council, организатора выставок. Впервые два небольших павильона были выделены под «зеленые» технологии и продукцию на солнечных батареях. Да и у остальных участников выставки заметен упор на экономичность и экологичность. Тайваньская Huey Tung Electronic, к примеру, предложила устройство для велосипеда, позволяющее заряжать сотовый телефон от вращения педалей, а одну из инновационных премий по итогам выставки получила гонконгская разработка «нанонагревателя» на основе специального стекла, потребляющего в шесть раз меньше энергии, чем обычные электрические приборы.

Макроэкономика
Китайские и гонконгские производители с оптимизмом смотрят в будущее. За первые семь месяцев 2010 года, к примеру, экспорт электроники и комплектующих из Гонконга вырос на 34%. «В целом производство полупроводников по всему миру выросло на 36 процентов, производственные мощности используются на 96 процентов. При том что еще год назад этот показатель находился на уровне 55 процентов», — утверждает экономист гонконгского Trade Development Council Винсон Чу.

Тем не менее руководители крупных компаний признают, что с каждым годом работать становится все сложнее. «Еще три года наша маржа достигала 30 процентов, а сегодня мы можем позволить себе не больше десяти», — утверждает президент Providence Enterprise Альберт Ли. Чтобы справиться с растущими расходами, многие компании начали искать возможности развития во внутренних районах Китая. «Мы сейчас переносим наш исследовательский центр в глубь страны — в город Чэнду. Там тоже можно найти неплохих специалистов», — говорит исполнительный вице-президент Drago Holdings Энди Лау.

Впрочем, создается впечатление, что производители уже смирились с неизбежным ростом трудовых издержек и даже пытаются найти в нем поводы для оптимизма. «Рост издержек на оплату сотрудников можно считать частью будущего увеличения наших доходов. Ведь наши продажи в Китае напрямую зависят от роста благосостояния в этой стране», — утверждает исполнительный директор Truly International Джеймс Вонг.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments