Столкнувшись с оттоком арендаторов, совладелец торгового центра "Четыре комнаты" Юрий Титов решил разделить риски со своими клиентами.

Экспериментировать Юрий Титов начал не от хорошей жизни. "Если бы торговый центр не был готов на 90%, то я бы отложил его открытие до лучших времен",— признается совладелец и генеральный директор компании "Кухонный двор". С 1996 года он открыл 24 магазина кухонной мебели в Москве и Подмосковье, организовал собственное мебельное производство.

В 2005 году Титов решил попробовать себя в роли девелопера: совместно с партнерами выкупил в Рязани здание бывшей ткацкой фабрики, а в январе 2009-го после реконструкции открыл в нем мебельный центр "Четыре комнаты" на 7 тыс. кв. м. Титов сконцентрировался на отечественных производителях middle-сегмента, благо было из кого выбирать: предварительный "лист ожидания арендаторов" в сентябре прошлого года был заполнен на 170%. Однако к запуску центра очередь рассосалась — 12% площадей сдать вообще не удалось. В феврале стало еще хуже: из-за оттока арендаторов пустовала уже пятая часть площадей.

Титов снизил ставку с 750 руб. до 600 руб. за 1 кв. м в месяц, но это не помогло. Тогда он предложил арендаторам выбор — платить фиксированную плату или процент от оборота (10-15%). "Надо выживать совместно" — такова новая философия Титова.

"Схема необычная, и, прежде чем на нее соглашаться, арендатору надо все очень хорошо посчитать",— говорит Сергей Брыков, руководитель отдела региональных продаж фабрики "8 марта". К слову, дилер "8 марта" посчитал, что в "Четырех комнатах" плата от оборота ему более выгодна. А вот Андрей Гвоздевский, директор по рознице мебельного производителя "Ангстрем", выбрал стандартную схему аренды в "Четырех комнатах", потому что "так привычнее". Ведь процент от оборота предполагает и раскрытие финансовой информации.

Задумка сработала — отток клиентов прекратился. Титову даже удалось привлечь новых арендодателей. Сейчас в "Четырех комнатах" пустуют только 7% площадей. Однако торговый центр приносит лишь 2 млн руб. выручки от аренды в месяц, хотя предприниматель тратит ежемесячно на одну только рекламу 600-700 тыс. руб. "Пока работаем себе в убыток",— признается Титов.

Уже очевидно, что окупить вложенные в "Четыре комнаты" 120 млн руб. за запланированные семь лет будет нереально. Титов называет теперь срок минимум десять лет. И надеется, что когда кризис кончится, дела пойдут веселее. Выручка клиентов подрастет, а по условиям контракта отказаться от схемы "процент от оборота" они некоторое время еще не смогут: в противном случае они должны будут платить фиксированную ставку выше, чем другие арендаторы. 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar