Если обучение на MBA такое дорогое, значит от него должна быть практическая польза. Так рассуждают потенциальные соискатели этой степени. Чему научились выпускники в бизнес-школах?

"Я извиняюсь за наглость… Может, дадите наводочку, где нужен креативный руководитель с неплохими знаниями и большим жизненным опытом? А то стандартные усилия по поиску работы ни к чему не приводят". С такой просьбой обратился в редакцию СФ выпускник MBA прошлого года. "Сижу уже год без работы. С этим MBA никто не берет",— написал выпускник другой школы.

Как успели убедиться многие выпускники российских бизнес-школ, диплом MBA автоматически не гарантирует карьеру. С другой стороны, в списках 1000 лучших менеджеров России, которые ежегодно публикует Ассоциация менеджеров (АМР), довольно много выпускников бизнес-школ. Например, Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС насчитал 72 человека, окончивших различные программы этой школы. Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) РАНХиГС также обнаружила в списках АМР более 20 своих питомцев.

Противоречия здесь нет. Несмотря на то что MBA не дает особых преимуществ при трудоустройстве, полученные знания и навыки все же помогают управленцам в работе. Если, конечно, есть возможность их применить.

Выгода навынос

Учиться на MBA полезно — такой вывод делают подавляющее большинство выпускников российских MBA. Что вполне логично, поскольку те, кто считает иначе, учебу бросили или вообще держатся подальше от бизнес-школ.

Однако на вопрос, какую именно пользу они получили, многие выпускники отвечают обтекаемо: "получил новые знания в области бизнеса", "обучение позволило разобраться в себе", "расширило сознание", "разрушило шаблоны мышления". Все эти вещи, безусловно, важны, но тот же результат можно получить и другими способами, не тратя два года и сотни тысяч рублей. Когда же речь заходит о реальных навыках, приобретенных на MBA, далеко не все выпускники могут привести конкретные примеры. "Если говорить о практической составляющей обучения, условно говоря, "взял конспект и начал по нему работать", то такого не было",— отметил один из респондентов.

В первую очередь MBA дает выгоды тем менеджерам, которые не имеют экономического образования. Так, Николай Мечтанов в свое время окончил МАДИ и сейчас работает в отделе продаж компании-автодилера. По его словам, до обучения в ВШМ ГУУ он подходил к любому вопросу как инженер. Например, обсуждал с клиентами клиренс и другие технические детали. Теперь же Николай смотрит на бизнес глазами маркетолога: старается выяснить, что важно для покупателя, объясняет, какие выгоды тот получит от  сотрудничества. И, в свою очередь, сам обращает внимание, как работают с клиентами другие компании.

Кроме того, слушатели MBA получают новые знания в тех областях, с которыми раньше они в своей работе не сталкивались. Так, выпускник ВШБ МГУ Евгений Лим работал в телекоммуникационной компании, занимался маркетингом и, по его словам, не очень хорошо разбирался в финансах. Но благодаря MBA ликвидировал этот пробел. "У нас был хороший преподаватель, он показал, как оценивать проекты с точки зрения инвестиционного анализа. Теперь я использую эти инструменты в работе",— рассказывает Евгений. Его коллега по альма-матер Алексей Ломаев тоже доволен, что разобрался в финансах: "Раньше я имел в этой области фрагментарные знания, а теперь "рублю" на уровне заместителя финдиректора". Новые знания очень важны для его работы: весной этого года Алексей вместе с двумя одногруппниками запустил собственный бизнес, партнеры собираются создавать игры для iPhone и iPad.

Некоторые бизнес-школы дают слушателям не только теоретические знания, но и возможность опробовать изученные методики, а затем оценивают результат. Коммерческий директор ЗАО "ВИ-Новосибирск", выпускник МИМ ЛИНК 2011 года Андрей Рашидов рассказал, как ему помог метод логических приращений Куинна, который он изучал на курсе управления изменениями. "По сути, это метод сдержек и противовесов, если говорить словами первого президента России Бориса Ельцина. Чтобы регулярно проводить эволюционные изменения, руководитель делает ставку на ту или иную группу инициативных сотрудников, мотивирует их, дает им полномочия. А когда они добиваются своего и успокаиваются, переключает внимание на следующую группу,— рассказывает Рашидов.— Именно так я и сделал в организации, которой на тот момент руководил. И все получилось".

Дипломную работу многие выпускники MBA выполняют на базе родной компании. К примеру, выпускник ВШМ ГУУ 2011 года Александр Трофимычев работает начальником отдела продаж в компании, которая занимается оптовой торговлей контрольно-измерительного оборудования, и его дипломный проект был связан с повышением лояльности клиентов. Александр использовал методику "Дом качества" (ее еще называют QFD, quality function deployment) — один из инструментов бережливого производства. QFD, в частности, позволяет увязывать требования потребителей к качеству продукта с его техническими параметрами. По словам Трофимычева, клиентов делят на группы, опрашивают, что для них важно, выясняют, как их пожелания связаны с характеристиками продукции и т. д. В результате исследователь строит модель, которая схематически выглядит как дом. Продавец, зная, что важно для клиента, делает акцент именно на этих факторах. Итог — рост числа сделок. "Конечно, на увеличение продаж повлияло много факторов, но после своего обучения я заметил, что клиенты стали лояльнее относиться к нашей компании. А это и есть деньги",— говорит Александр.

Чудес не бывает

Впрочем, как уверяют выпускники, особых чудес от MBA ждать не стоит, особенно опытному менеджеру. Конечно, руководитель с приличным стажем работы сможет подкрепить свою деятельность современными теориями, увидеть бизнес-процессы в комплексе. Но на эксклюзивные знания рассчитывать не приходится. "Программа не дала мне тайных знаний о том, как на самом деле работает бизнес и что отличает эффективных управленцев от обычных руководителей",— написал в анкете один из респондентов. "Возможно, скажу крамольную вещь, но ничего такого, чего бы я не знал и не использовал раньше, мне на MBA не дали. Каждый день я решаю тысячу разных вопросов, так было и до обучения, и после. Но не могу сказать, что мне стало проще их решать,— сказал СФ выпускник, возглавляющий собственную компанию.— При этом я нисколько не жалею, что потратил время и деньги: в бизнес-школе я познакомился с интересными людьми. Просто считаю, что из степени MBA раздувают слишком много".

По мнению отдельных выпускников, если человеку нужны знания в конкретной области, лучше пройти курс повышения квалификации по соответствующему направлению. Это будет и быстрее, и дешевле, чем MBA.

Наконец, даже самые технологичные методики вряд ли пригодятся топ-менеджеру или бизнесмену, если у него нет других оснований быть успешным. "Вы обычно имеете не то, чего заслуживаете, а то, о чем смогли договориться. Можно всю жизнь учиться, но пару переговоров провалить — и все усилия коту под хвост",— отметил выпускник MBA одной уважаемой бизнес-школы. И добавил, что в нынешних российских условиях очень трудно вести "правильный" бизнес. Если компанию вдруг захотят отобрать, то никакой диплом MBA не поможет: "В бизнесе помогают связи и наглость. Ничего больше".

Словом, кто умеет делать бизнес, справится и без диплома, а кому не дано, того МВА не спасет.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments