Оказавшись на ткацкой фабрике единственной сотрудницей с высшим образованием, Фирая Сергеева возглавила предприятие, когда заболел прежний директор. Чтобы сохранить предприятие после исчезновения госзаказов в 90-е, она по бартеру выменяла сливочное масло на пряжу. Для дальнейшего поддержания жизни открыла при предприятии кафе и парикмахерскую и сдавала площади в аренду. Сегодня фабрика продолжает выпускать сотканные вручную изделия изо льна и хлопка. О том, почему так трудно войти в крупные торговые сети, почему госзаказы доступны только крупным предприятиям и кто из знаменитостей купил сувенирную продукцию фабрики, рассказала директор и основной владелец Алексеевской фабрики художественного ткачества Фирая Сергеева в интервью "БИЗНЕС Online".
— Фирая Мирзаяновна, а много вообще в современной России таких фабрик как ваша, которые занимаются художественным ткачеством?
— В России всего три таких предприятия. Наше — самое старинное. В Нижегородской области с 1974 года работает Шахунская фабрика. В Череповце сохранилась фабрика "Красный ткач", она зародилась в 1931 году. У них по 6-8 ткачих осталось. У Шахуньи даже своего помещения нет, они арендуют подвал. Москвичи выкупили их здание.
— То есть в России всего три производителя, и у других ткачих еще меньше, чем у вас?
— Да, получается, что мы самые крупные (смеется). У них объемы не больше наших, на выставках мы с ними встречаемся. Вот в Шахунье отличный художник, Тамара Алексеевна. В их изделиях чувствуется рука художника. Но, могу сразу сказать — мы с ними не конкуренты. Россия большая: они там — мы тут. Каждый на своем месте.
— Новые фабрики вашего профиля появляются?
— А как? Наша фабрика уже сто лет существует. Кто-то может, конечно, купить станок и дома начать ткать.
— Сейчас есть мода на экологичную одежду, на здоровый образ жизни, на правильную еду. В связи с этим растет спрос на вашу продукцию?
— В последнее время покупатели спрашивают изделия изо льна или хлопка. Так, на последней выставке в Москве зимой мужчина заказал майки из льняного полотна, говорит, что носит только натуральное. По приезду мы соткали ткань и сшили 10 маек и вот на днях отправили в Москву. Также у нас берут рубахи, сарафаны, юбки. К лету разработали пляжные сумочки, шляпы. Они нравятся покупателям. Думаем развиваться в этом направлении.
— Фабрика берет свое начало в 1927 году. Расскажите об основных этапах ее становления и развития.
— Историю Алексеевской фабрики художественного ткачества можно начать с ХIХ века, когда богатая купчиха Макариха, как ее называли в народе, основала небольшое прядильное производство, где женщины пряли пряжу, а она ее продавала. До сих пор сохранилось старинное здание с подвалом. Во время революции Макариху убили и когда на старинных толстых стенах бывшего склада фабрики, который раньше находился в подвале, появляются капли воды от конденсата, работники говорят: "Это плачет Макариха…". Однако годом основания фабрики считается 1927-ой, когда на производстве появились первые ткацкие станки, была создана артель "Ударница" с вязальным, прядильным, шапочным и трикотажным цехами. А во время Великой Отечественной войны, когда возникла острая потребность и в других товарах, были открыты спичечный, прищепочный, одеяльный цеха, выпускались подшлемники для танковых войск, варежки, перчатки, шапки, теплые носки. Позже из комбината выделились несколько самостоятельных производств.
Я пришла на предприятие около 30 лет назад главным бухгалтером. Тогда на фабрике было 300 рабочих, ткачихи работали в две смены. Продукция была очень востребована и по железной дороге ее отправляли в разные города нашей страны: Ивано-Франковск, Волынь, Грозный, Белгород и другие. Выпускались тогда дорожки, покрывала, пледы, портьеры. В месяц перерабатывалось по 10-15 тонн пряжи, а сейчас мы и в год столько не перерабатываем. Сейчас мы перешли на сувенирную продукцию, которая требует меньше сырья. Рынок значительно изменился и наши дорожки, конечно, не столь востребованы, так как много китайского ширпотреба.
— Как удалось сохранить фабрику в 90-е?
— В 90-е годы было очень непростое время, как и многие предприятия, мы остались без заказов, произошло сокращение рабочих. Фактически на фабрику можно было повесить замок, не было сырья и не на что было его купить. Денежный оборот был сведен к минимуму, все менялось по бартеру. Когда я стала директором, нужно было что-то делать. При содействии главы района Алексея Ивановича Демидова, фабрике было выделено 2 тонны сливочного масла, произведенного на Алексеевском молокозаводе. Демидов нам сказал "Как хотите восстанавливайте фабрику! И чтобы минимум 100 рабочих на предприятии было". Деваться было некуда. Нужно было как-то доставать сырье, возобновить работу. Я позвонила в Кострому на льнокомбинат, с большим трудом они согласились взять 500 килограмм этого масла, а другие 500 предварительно сначала обменивали в кондитерской фабрике "Заря" на конфеты и пряники, и в химкомбинате имени Вахитова на мыло и порошок, а потом уже все это выменяли на 2 тонны пряжи. Вот такие были времена…
Затем стали работать над ассортиментом, съездили на выставку в Чебоксары, сделали набор в едином стиле, раньше ведь салфетку, например, с одним узором и расцветкой выпускали, скатерть с другим. Задумались над упаковкой, чтобы товар был красиво подан, а то ведь раньше, если нужен был подарок кому-то, то его просто клали в целлофановый пакет.
В 1991 году на предприятии зародился швейный цех. Начали шить халаты, спецодежду, рукавицы, автополога, постельное белье. Снабжали предприятия района спецодеждой.
Сейчас, конечно, предприятие уже другое, производственные и административные помещения находятся на втором этаже, первый решили сдать в аренду. Общая площадь предприятия составляет 2 тысячи квадратных метров. Мы открыли парикмахерскую, где есть ежедневная стабильная выручка. Образовано кафе "Апельсин", которое является самостоятельным юридическим лицом. Благодаря арендаторам имеются средства, которые направляем на оплату электричества. К очередному юбилею фабрики на первом этаже нашего здания открылся художественный салон. Центральное место в салоне занимает старинный станок, который сделан без единого гвоздя. Когда приходят посетители, они могут посмотреть процесс ткачества, получить мастер-класс. В салоне представлены все наши изделия, а также сувениры мастеров России. Свою продукцию мы показываем и продаем на различных выставках, фольклорных праздниках.
— Каких, например?
— Ежегодно в Москве проходят выставки народных промыслов в Экспоцентре "Зимняя ладья" и "Весенняя ладья", стараемся не пропускать эти выставки. В Петербурге проходят выставки "Подарок Петербургу", " Белые ночи", стараемся попасть туда. Так же фестивали в Саранске, Перми, Самаре, Кирове, Волгограде, Ростове. В мае непременно это "Каравон" в Лаишевском районе. У нас в районе набирает обороты фестиваль колокольного звона "Алексеевские перезвоны", где мы являемся участниками. Летом 2013 года ездили на фестиваль в Нижегородскую область в город Семенов, надеемся, что сможем поехать и в этом году. Сабантуи районные, республиканские, также федеральные проходят с нашим участием. Мы были на Сабантуе во Владивостоке, в деревне Гали Самарской области, в Пермском крае, Сабантуе в Казани для гостей Универсиады.
Сотрудничаем с музеями республики. Изучаем музейные тканые изделия. Так, национальный музей заказывает нам изделия в старинном стиле. Это половики, полотенца, рушники. В музее хлеба в Болгарах, музее Тукая в Арском районе можно встретить наши изделия. Очень много тканых изделий в Зиреклинском музее Новошешминского района, руководит которым наш друг Газымов Мидхат Гарифович- человек любящий свое дело. В музее бережно хранятся более 300 полотенец и все разные, множество половиков, намазлыков. Для создания новых изделий это богатейший материал!
На выставках мы заключаем договора по сбыту продукции в сувенирные магазины, также получаем единичные заказы. У нас заказывают рубахи, сарафаны, именные рушники. В ткацком цеху трудятся 10 ткачих, хотя больших прибылей от этого производства нет, мы бережно сохраняем этот вид народного творчества. Кто знает, может, придет время и нам придется расширить его, дополнительные станки у нас есть, а обучить ткать можем сами. Ткачихи у нас все опытные, любят свою работу, даже песни поют, когда ткут, ведь в свое время фабрика славилась своим хором.
— Фабрика была государственной. При каких обстоятельствах она перешла в частную собственность?
— В 1993 году фабрика акционировалась. Как открытое акционерное общество мы работали несколько лет. В 90-е годы фабрика переживала финансовый кризис, началась процедура банкротства, она была выкуплена на аукционе сегодняшними учредителями, которые стараются сохранить наше предприятие, сохранить ткачество, коллектив.
— Что у вас со сбытом?
— Точки сбыта продукции мы находим на выставках, раздаем рекламные буклеты. В Казани наши изделия имеются в одном из сувенирных отделов ЦУМа, в магазине сувениров на улице Чернышевского, в Кремле, в ресторанном комплексе "Усадьба Сабитовых", где можно увидеть станок и посмотреть процесс ткачества. Мы даем товар на реализацию с отсрочкой платежа.
Мы пытались заходить в крупные торговые сети, туда невозможно залезть. Мы пытались пройти в Бахетле, в Эссен писали письма. Там нужно платить большие взносы, нужно платить за полку. Года три назад разовый взнос составлял 300 тысяч рублей. Столько нужно заплатить только за то, чтобы с нами согласились работать. Для нас это неподъемная сумма.
— Когда собираетесь открыть магазины в Свияжске и Булгарах?
— Скорее всего, это будет не открытие магазина, а аренда определенной площади с установкой станка, демонстрацией ткачества и продажей изделий.
— Какая доля продаж приходится на фестивали и сабантуи, и какая на ваши точки продаж?
— Если говорить о продукции ручного ткачества, 30% продается на выставках, фестивалях, 30% реализуется в районе на районные мероприятия — это чествования ветеранов, молодых семей, 8 Марта, сабантуи. Выставок проходит очень много, но не на все мы можем поехать — это дорогая аренда, стоимость гостиницы. На организованные через Ассоциацию народных промыслов выставки мы ездим.
— Назовите самые интересные проекты. Может быть, вы участвовали в реконструкции костюма?
— Для ансамбля Песни и пляски мы делали костюмы. Художница Наиля Кумысникова привозила нам эскизы. Оформляли магазин хлеба в Альметьевском районе в народном стиле, проект курировало ОАО "Татнефть".
— Рекламу даете?
— Ежегодно выпускаем буклеты и раздаем на выставках. Участвуем в республиканских смотрах, конкурсах "Татар кызы", "Татар егете" — изготавливаем призы, наградные ленты. По телеканалу ТНВ в передаче "Аулак ой" дарят наши сувениры.
— К Универсиаде в Казани какой набор выпускали?
— К Универсиаде готовились заранее. Разработали несколько изделий с логотипом Универсиады. Заказали упаковку. Закупали голограммы. В дни Универсиады мы торговали в самой деревне универсиады и на площади возле Дворца земледелия.
— На какую сумму во время Универсиады вы реализовали продукцию?
— Во время Универсиады покупали в основном дешевые, не объемные изделия. Покупали сумочки с символикой, салфетки. Выручка была небольшая, около 130 тысяч рублей. Но это была и реклама, и знакомство туристов с процессом ткачества.
— Сколько стоят ваши изделия?
— Стоимость наших изделий зависит от трудозатрат. Ведь одно полотенце можно соткать за один день, для более сложного потребуется неделя, отсюда и цена. Рентабельность закладываем 10-15% в зависимости от изделия.
Салфетка, например, стоит 55 рублей. Полотенце стоит от 500 рублей до 5 тысяч. Делаем подарочные наборы. Есть и за 470 рублей набор — кухонные полотенца, 6 салфеток. Есть по 3600 рублей большой набор "Белоснежка". Платья у нас стоят от 1,5 тысяч рублей до 3-4 тысяч. Рубашки стоят примерно столько же. Скатерти от 600 рублей. Есть люди, которые оформляют дачу в русском стиле — занавески, скатерти заказывают. У нас Людмила Рюмина покупала продукцию, Иосиф Кобзон покупал наш набор. Свои изделия мы даже представляли в Государственной Думе в Москве, тканые сувениры есть у Анпилова, также у Жириновского и других депутатов Думы.
— А где закупаете пряжу?
— Пряжу мы закупаем в Москве и Петербурге. Предприятие ООО "МехОретекс" в Орехово-Зуеве поставляет нам хлопчатобумажную пряжу, Московская шерстопрядильная фабрика поставляет льняную, шерстяную пряжу. Упаковку заказываем в Иваново и в Казани.
— Вы рассказывали, что ездили во Францию. Какое отношение там к такой продукции?
— Во-первых, эта поездка нам запомнится как посещение страны. Это была совместная выставка Татарстана и Петербурга. С нами были и артисты: танцоры, баянисты. Были представлены все промыслы России. Интерес к выставке был большой. Все дни шел поток посетителей: и взрослые, и дети. У нас посещаемость таких выставок, конечно, меньше. Все школьники целыми классами посещали выставку и брали мастер-классы по поделкам и рисованию. Все говорили tres jolie (с фр. очень красиво — прим. авт.), они понимают в этом толк.
— На какую сумму вы продали продукцию во Франции?
— Это было в 2002 году. Выручка составила тогда 2,5 тысяч долларов. Кстати, в основном, французы расплачивались чеками, и в конце поездки мы сдавали их в банк и получали наличные.
— Принимаете ли участие в государственных программах по поддержке народных промыслов.
— В 2009 году разработали 2 бизнес-плана и получили 600 тысяч рублей на оборудование: закупили вышивальную и швейные машины, которые очень помогают нам работать.
— Ведомство, которым руководит Нури Мустафаев, помогает вам чем-то?
— Нури Амдиевич возглавляет ассоциацию народных промыслов Татарстана, куда мы и входим. У нас периодически бывают совещания, совместное участие в выставках, фестивалях. Министерство оплачивает основные выставки, поездки на сабантуи. Наши изделия проходят экспертизу в художественном совете и получают статус изделия народного промысла. С каждым годом помощь со стороны республики растет. Хотелось бы больше внимания со стороны министерства промышленности. Ведь имея такие крупные предприятия и бюджетные организации, у нас нет стабильных заказов по швейному производству. Участвуем в тендерах по госзакупкам, но цены так снижаются, что на них и сырья не купишь. Видимо, те, кто выигрывают, составляют дополнительные договоры и получают заказ.
— А какие вопросы они решают?
— Взять, например, фестиваль "Ладья" в Москве. Одно дело, если аренду помогает оплачивать республика, другое — оплачивать ее самостоятельно. Также на выставках есть регистрационный взнос, когда мы выходим как ассоциация, он распределяется между всеми предприятиями. Получается дешевле. Мы объединяемся с Алсу Зубковой из "Презента", или Мариной Абдуллиной из "Богемы", вместе платим за бензин, вместе снимаем квартиру. Ассоциация может на нас автобус нанять. Раньше и этого не было.
Почему-то сейчас легкая промышленность забыта. Сельхозспециалистов в Корстоне угощают, для газовиков проводят концерты. Для здравоохранения тоже по "Первому каналу" концерты проводят. А что есть для легкой промышленности? Нет ничего. Забыли нас. Престижа рабочей профессии нет.
— Вы сказали, что Рустам Минниханов узнает вашу фабрику…
— Наша фабрика узнаваема, ведь мы в республике единственная такая фабрика. Рустам Нургалиевич подарил нам "Газель" на 85-летие фабрики для поездок по выставкам и сабантуям, за что мы ему очень благодарны. Минтимер Шарипович тоже нас узнает. Сакина ханум (супруга Минтимера Шаймиева — прим.авт. ) покупала наши изделия.
— Ткачество не приносит больших прибылей. Поэтому вы завели швейный цех?
— Швейный цех относительно молодой, ему чуть больше 20 лет. Сначала закупили б/у оборудование и начали обшивать спецодеждой предприятия района. Затем шили спецодежду для Альметьевского трубного завода, ОАО "Татнефтепром", ОАО "Алексеевская керамика" и других предприятий. Освоили пошив мужских сорочек для военных и охранных структур, чем теперь и занимаемся. Заказы на пошив нам дает предприятие ООО "Магеллан" из Уфы, самостоятельно заказ получить не удается, так как у нас объемы небольшие, 3-3,5 тысячи рубашек в месяц.
— Какую долю прибыли приносит ткацкий цех, какую — швейный? Получается, что швейный цех содержит ткацкий?
— Я бы так не сказала. Швейный цех стабильно отшивает 3 тысячи рубашек в месяц. А ткацкий цех не всегда обеспечен заказами. Сейчас, например, на нашем складе накопилось продукции на 2 миллиона рублей. В месяц ткацкий цех выпускает продукцию на 500 тысяч рублей. Есть определенные трудности в сбыте продукции. Но надеемся, летом наша продукция найдет своего покупателя.
— Если разделить годовую выручку, то какая доля приходится на ткацкий цех, какая на швейный?
— Почти поровну.
— Поровну? Все-таки у вас 20 швей, и только 10 ткачих.
— Это несопоставимые две вещи. В ткацком и сырье, и трудозатраты. А в швейном у нас только услуги, поэтому они одинаковые. Мы же не знаем, почем купили ткань для рубашек, которые мы шьем, мы их не включаем в товарную продукцию. Мы просто услуги оказываем, только пошив.
— Рубашки на какие суммы отшиваете?
В месяц мы отшиваем 3 тысячи рубашек на 400 тысяч рублей. Это немного, конечно. Нам платят только за раскрой и пошив. Ткань, нитки и пуговицы нам поставляет заказчик.
— В те дни когда у вас уже сделано достаточно продукции, вы не вызываете ткачих на работу?
— Ткачихи работают каждый день. Если по количеству наборов у нас происходит затоваренность, то переключаемся на изготовление ткани для пошива рубах, сарафанов, платьев. Так пытаемся регулировать ситуацию на складе. В мае будет фольклорный праздник "Каравон" в Лаишево, сабантуи. Надеемся, что продажи обязательно будут! Не сегодня, так завтра эта продукция уйдет. Благодаря администрации Алексеевского района, ее содействию на всех районных мероприятиях, будь 9 Мая, Сабантуй и другие, всегда гостям презентуют наши сувенирные наборы. В год благодаря такой помощи реализуем тканых изделий на 2 миллиона рублей.
— Может быть, стоит забросить такую идею и в другие районные администрации?
— Мы рассылаем коммерческие предложения во все районы.
— Самый крупный ваш заказ?
— Самые крупные заказы на 400 — 500 тысяч рублей нам делали ОАО "Татнефть" при Тахаутдинове, Фардиев из "Татэнерго", Зиля Валеева, Комитет женщин, Марат Ахметов. Они все равнозначные.
— Какой у вас была годовая выручка в 2013 году?
— Всего 17 миллионов рублей. Выпуск товарной продукции составил 11 миллионов рублей. Остальные доходы принесли сдача площадей в аренду, кафе и парикмахерская.
— Какова рентабельность у ткацкого и швейного цехов?
— Рентабельность невысокая, где-то 10%.
— Как обновляется ассортимент?
— Основной ассортимент остается, изучаем и внедряем новые узоры, разрабатываем тканую одежду.
— Одежду давно начали выпускать?
— Года три-четыре назад. Начали с рубах, надо ведь меняться, и следить за тем, что хорошо берут. В "Каравоне" у нас хорошо рубахи раскупают, сарафаны. Сейчас мы взяли технолога ткацкого цеха, она нам будет разрабатывать платья. У нее, гляжу, и вкус есть. Мы уже примерные образцы нашли.
— Сейчас пошла мода на hand made? Многие мастера на дому делают разные изделия. Они конкурируют с вами?
— В художественном ткачестве вообще конкуренции быть не может, как их можно назвать конкурентами? Я видела на выставках, палантины, например, гобеленовые картины делают, но это не наш профиль. Гобелен на массовый выпуск не поставишь. И там должен быть художественный вкус. Хотя…одно время на фабрике ткали ковры.
— Перепрофилироваться на какую-то более выгодную продукцию не хотите? Промышленные станки у себя поставить?
— Все так говорят. Да, можно. Но это уже будет не народный промысел, это уже будет механическое производство. Мы считаем, что изюминка нашей фабрики — народные промыслы, ручное узорное ткачество. И потом, время уже ушло. Недавно я ездила в ХБК Чебоксарский, раньше мы покупали у них пряжу, сейчас на месте комбината ООО-шки организовались, на аренде сидят. Это была огромная ткацкая фабрика, которая ткала промышленным способом, они развалились. В перспективе сохранив ручное ткачество, надо модернизировать швейный цех и стремиться уйти от давальческих заказов.
Вот Дмитрий Крылов по "Первому каналу" показывал процесс производства. В одной из своих передач он рассказывал про Италию, маленькое производство стеклодувов. Там всё это покупают — что надо, что не надо. Почему-то ведь не механизируют, он сидит и дует, а туристы смотрят, фотографируют. У них все окупается. И нас бы тоже смотрели. До нас не дошел турист, или мы не там находимся…
— У вас не очень удачное расположение. Кто поедет в Алексеевск ради одной фабрики?
— В Билярск, в Болгар через нас можно ездить. У нас на первом этаже уже есть кафе, художественный салон. Мы бы предоставили гида, нарядили в тканые одежды, он бы все рассказал, показал. У нас же и история есть — предприятие столетнее.
— С турфирмами не пробовали договариваться?
— В августе 2013 года в нашем районе, в частности на нашей фабрике, находились эксперты международной консалтинговой копании "Kohl&Partner". Они анализируют перспективы развития туризма в районе. Мы провели им экскурсию по предприятию, показали весь процесс изготовления изделий, но это пока только предварительные исследования и разработки туристических маршрутов в нашей республике.
— Как с оборудованием у вас дела обстоят?
— Более или менее. Хотелось бы кое-что купить, например, крутильную машинку. Сейчас мы покупаем готовую крученую пряжу, она в 2 раза дороже, чем одинарная. Мы бы сами крутили ее и экономили. Но эта машина стоит полмиллиона, мы ее сами не осилим. Одинарной нитью ткать невозможно. Она подходит только для промышленных станков. Для ручных — не подходит.
— Сколько лет вашим станкам? Самый первый сохранился?
— Станки до того старые, что они уже как кость затвердели. Им лет 50 точно есть. У нас в свое время были два столяра Марусины, они эти станки обновляли. Сейчас если некоторые детали раскалываются, ткачихи сами их меняют.
— Сколько станков сейчас у вас в запасе?
— Станков 15-20 есть.
— Я заходила на ваш сайт, чтобы посмотреть фотографии, но он не работает.
— Да, у нас сейчас сайт не работает. Вот такого качества нам сделали сайт. Деньги взяли 30 тысяч рублей, а сайт не сделали. Мы сейчас хотим обновить его.
— Сотрудников сколько сейчас на фабрике?
— Сейчас на фабрике 60 человек, это вместе с парикмахерами. Средний возраст ткачих более 50 лет.
— Молодые ткачихи не идут работать?
— Пока, к сожалению, нет.
— Никакого специального образования не нужно?
— Испокон веков фабрика была своеобразным трамплином. У нас на фабрике кто только не работал. У кого сестра, у кого сноха, у кого мама — все прошли через фабрику. Девушка, например, не поступила в институт, что делать целый год? Вот она идет на фабрику. Две недели и она уже ткачиха. Сначала делает простые изделия — дорожки те же самые, потом рушники, салфетки. Многие жители поселка начинали с фабрики. У нас даже есть династии, суммарный стаж которых около 200 лет.
— Зарплата у сотрудниц какая?
— В пределах 10 тысяч рублей. У них сдельная оплата, все зависит от расценок на сотканные изделия и количества выпущенной продукции. На каждый рушник своя расценка.
— Как вы открыли кафе?
— У нас тут были свободные помещения, и мы решили открыть кафе для рабочих. Дизайн разрабатывала моя знакомая дизайнер Лена Валеева. Сейчас и молодежь заходит, можем в любое время гостя накормить. Когда уже сделали ремонт, я поехала в ателье "Ирен", там Анатолий Владимирович Журавлев, мы с ними сотрудничаем. Я ему рассказываю, вот кафе открыли, кредит взяли, но не умеем готовить. Столовских людей набрали, знаем, как кашу варить, борщ, а как приготовить для клиента блюдо за 15-20 минут, не знаем. Он говорит, вся Казань, когда организовывает рестораны, нанимает шеф-повара, они их учат, меню составляют, потом начинают работать. Я думаю, кого бы мне пригласить? Один раз мы были в Корстоне на выставке, параллельно шла гастрономическая выставка. Один молодой парнишка из ресторана "Парус" дал свою визитку. Я ее привезла, куда-то засунула, и забыла. А потом вспомнила — мне же визитку кто-то давал. Я набираю, говорю, Антон, мы кафе построили как дилетанты, а кормить людей не умеем. Он говорит, давайте я к вам приеду, если в Казани берут за эту работу 30-35 тысяч, я за 15 тысяч рублей попробую вам что-то создать.
— А что он сделал?
— Он составил меню, научил готовить все блюда. Показал, как формировать порции, обучил поваров, например, как за 15 минут приготовить салат "Цезарь". Вот этому всему научил.
— Фабрика как-то развивается? Или у вас другие цели — сохранить все как есть? Скажем, фабрика 10 лет назад и сейчас отличается чем-то?
— Отличается. Когда я пришла, у нас 2 лошади было. Мы им овес выписывали, сено. Сейчас у нас есть "Газель", до этого был "КАМАЗ", — это то, что касается техники. Если раньше у нас была кругом грязь, сейчас вокруг предприятия асфальт. Крышу перекрыли, здание обшили. Деревянные продуваемые рамы заменили на пластиковые. Фабрика хоть и старушка, мы стараемся, чтобы она моложе выглядела.
— Как дальше планируете развиваться?
— По ткацкому цеху главное сохранить то, что имеем. Покупатель меняется и нам на месте стоять нельзя. Надо придумывать новые узоры и изделия. По швейному делу — найти свою нишу. Над этим мы сейчас работаем. Делаем пристрой, чтобы сдавать в аренду больше площадей. Теплицу хотим сделать, чтобы зелень для кафе выращивать. Хотелось бы привлечь туристов — или нам подъехать к туристам, или чтобы турист к нам пришел. Планируем вплотную работать с Булгаром и Свияжском. Технолога взяли, планируем запускать выпуск новых платьев для разных возрастов.
— Кризис 2008 года как-то на вас отразился? Сейчас чувствуете замедление темпов роста экономики?
— Кризис? Мы из него никогда и не выходим. После кризиса 2008 года, когда совсем не было заказов, нас из фонда занятости на общественные работы отправляли. Люди полдня у нас на фабрике работали, полдня на общественных работах, фонд занятости за половину рабочего дня выплачивал нам пособия. Это нам помогло удержаться. Полгода где-то мы в таком режиме работали.
— Никого не сокращали?
— Нет, мы сохранили сотрудников.
— С какими рисками сталкиваетесь?
— В некотором смысле, мы защищены от рисков. Мы маленькие. Если большие предприятия потеряют заказы, они мгновенно рухнут. И еще мы многопрофильные. Где по ткацкому производству получим хороший заказ, то по швейному, парикмахерская прибыльно работает, и аренда выручает.
— Когда вы возглавили предприятие?
— В 1999 году, директором работаю уже 15 лет. Я сама из Муслюмово, казанский сельхозинститут закончила, потом приехала сюда по направлению. Сначала в сельхоуправлении поработала, потом сюда, на фабрику, пришла главным бухгалтером. Потом руководитель заболел, он ушел, заменить его некому. С высшим образованием я одна была на фабрике, и вот поставили. Сначала как и.о., а потом утвердили. Так и осталась, по воле судьбы, не потому что мне очень хотелось.
— А муж как относится к тому, что у него жена руководитель?
— Положительно.
— Чем он занимается?
— Он председатель контрольно-счетной палаты Алексеевского района. У нас двое детей, оба закончили Казанский финансово-экономический институт.
— То, что вы женщина-руководитель, помогает или мешает?
— Женщина или мужчина, наверное, особой разницы нет. Просто надо любить свою работу и людей.
— Какое у вас хобби?
— Мы с мужем катаемся на лыжах. Любим грибы собирать, у нас хозяйство свое, сад, кур держим. Вечерами я читаю книги и журналы, Горького перечитываю, произведения Хасана Туфана люблю. У меня 2 внука, люблю с ними проводить время.
— Ну, и наш традиционный вопрос — три секрета успешного бизнеса.
— Для меня самое приоритетное — это порядочность. Я уважаю таких руководителей, которые держат свое слово. Некоторые руководители даже после предварительной договоренности не выполняют обещанного. А вот работал у нас в районе руководитель колхоза имени Ленина Левин Алексей Яковлевич, это руководитель с большой буквы. Если уж он пообещает что-то, то все всегда будет выполнено в лучшем виде. Он для меня является примером. Важно любить свою работу, идти в ногу со временем, уважать людей, с кем работаешь, не задирать нос — с некоторыми сотрудниками я уже 27 лет работаю. Ну, и бережливость.
Справка
ООО "Алексеевская фабрика художественного ткачества"
Сфера деятельности: легкая промышленность, народные промыслы
Год основания: 1927 год
Штат: 60 человек
Средняя заработная плата: 10-12 тыс. рублей
Годовая выручка: 17 млн. рублей
Основные владельцы: Фирая Сергеева (40%), Наталья Гордеева (30%), Рафгат Мифтахов (30%).
Сергеева Фирая Мирзаяновна
Родилась 22 апреля 1961 года
Окончила Казанский сельскохозяйственный институт по специальности экономист-организатор в 1983 году.
1987г. — экономист сельхозуправления п.г.т. Алексеевское
1987г. — главный бухгалтер Алексеевской фабрики художественного ткачества
1999г. — директор ОАО "Алексеевская фабрика художественного ткачества"
В 2001 году присвоено звание "Заслуженный работник легкой промышленности РТ", имеет медаль "1000-летие г. Казани", присвоено звание "Мастер народных художественных промыслов", депутат районного совета