Уже после принципиального согласования проекта антикризисного плана министр финансов Антон Силуанов напомнил коллегам по Белому дому, что из 250 млрд руб. средств на его исполнение у правительства есть лишь 120 млрд руб. антикризисного фонда. Остальные деньги можно получить лишь правкой бюджета либо из резерва, находящегося в распоряжении президента Владимира Путина. Попутно Минфин предложил сократить расходы антикризисного плана и вычеркнуть из него пункты, снижающие доходы бюджета. Дискуссия по антикризисному плану может переместиться на апрель 2016 года.
Как стало известно "Коммерсанту", министр финансов Антон Силуанов 20 февраля в письме на имя премьер-министра Дмитрия Медведева представил собственные комментарии к антикризисному плану правительства на 2016 год, в целом одобренному Белым домом 18 февраля. Минфин с января 2016 года занимал особую позицию в вопросах антикризисного плана — в частности, не стал представлять свои предложения Минэкономики к январскому проекту документа и крайне скупо (и только в закрытом режиме) комментировал его отдельные предложения. Глава Минэкономики Алексей Улюкаев получил на доработку плана время до конца февраля — и в этот момент Антон Силуанов изложил по крайней мере часть своих претензий к самой схеме финансирования антикризисных мероприятий.
Вкратце их можно свести к тому, что Белый дом два месяца распределял средства так называемого антикризисного фонда на 2016 год в размере до 250 млрд руб., не осознавая, что на самом деле в его распоряжении гораздо меньшая сумма. Минфин констатирует, что фактически сейчас у правительства в антикризисном фонде есть 65 млрд руб. (согласно закону о бюджете). Еще приблизительно 55 млрд руб. в нем могут появиться в апреле — когда федеральное казначейство направит в фонд невостребованные остатки бюджета-2015.
Лишь эти 120 млрд руб., пишет Антон Силуанов, Белый дом может распределить без правки бюджета на этот год, тогда как его решениями уже распределено 35 млрд руб. средств антикризисного фонда. Всего же в плане учтены расходы из фонда (напомним, юридически его не существует) на 170,7 млрд руб.
Минфин в письме на имя премьера предлагает способ решения проблемы: по поручениям президента Белый дом имеет право потратить в 2016 году до 342,2 млрд руб., фактически из президентского резерва. Впрочем, очевидно, что Владимир Путин имеет на эти деньги свои планы, и правительству придется доказывать президенту, что антикризисный план важнее. В итоге Антон Силуанов предлагает сократить расходы из антикризисного фонда до 120 млрд руб., причем в этот список нужно включить и расходы по уже принятым решениям, связанным с Крымом и Украиной, на 17,1 млрд руб. У президента же Антон Силуанов предлагает просить не 203 млрд руб. (полная сумма заявок плана, не вписывающаяся в антикризисный фонд), а до 130 млрд руб.
По итогам Минфин предполагает сохранение финансирования машиностроения, крупное сокращение антикризисных расходов Минздрава (с 45,8 млрд руб. до 13 млрд руб.) и поддержки экспорта через ВЭБ, Росэксимбанк и Российский экспортный центр (с 25,3 млрд руб. до 9 млрд руб.). Антон Силуанов также считает невозможным субсидирование по кредитам промпредприятий на 10 млрд руб. и поддержку промышленного машиностроения ("поддержка создания новых образцов") на 21 млрд руб. Минфин также настаивает на создании резерва в 34,9 млрд руб. на непредвиденные расходы. По части пунктов плана вне антикризисного фонда Минфин не приводит предложений — что, видимо, следует расшифровывать как "мы против, но это следует обсуждать с президентом". В этой части списка, например, поддержка дистрибуции Sukhoi Superjet 100 на 30 млрд руб. и стимулирование агроимпортозамещения на 23 млрд руб.
Параллельно с этим финансовое ведомство критикует и неденежные части плана, не предусматривающие прямого финансирования,— Антон Силуанов констатирует, что не менее трети из них приведет к потерям бюджетной системы. В основном это касается новых налоговых льгот. Так, финансовое ведомство предлагает увеличивать порог оборота для упрощенной системы налогообложения не до 120 млн руб. в год, а до 60 млн руб.; кроме того, Минфин против новых льгот авиабизнесу и РЖД, в том числе по НДС. Ведомство поддерживает идею амнистии теневого малого бизнеса с трехлетними налоговыми каникулами для вышедших из тени, но не поддерживает ряд инициатив Минэкономики по налогообложению малого бизнеса.
В среднесрочной перспективе действия Минфина — это попытка приблизиться к поставленной задаче по бюджетному дефициту в 3% ВВП. Тактически Минфин между строк рекомендует не спешить с антикризисным планом до апреля 2016 года. Именно тогда, после правки текущего бюджета, станет, по логике письма Антона Силуанова, ясно, сколько правительство может потратить на антикризисные мероприятия на самом деле, а не на бумаге. Резкость предложений Минфина, которые наверняка вызовут возражения не только в Минэкономики, но и в администрации президента, легко приведет именно к новому переносу сроков утверждения плана по вполне уважительной причине.