В Новосибирске появился новый формат магазинов одежды — они торгуют с огромными скидками и исчезают уже на следующий день.
На прошлой неделе в центре Новосибирска открылся магазин, которому было суждено проработать всего один день и тут же закрыться. Организаторы акции, метко назвавшие ее «всплывающим» магазином (или pop-up store), устроили однодневную распродажу спортивной (и не только) одежды в тесном баре без полноценной примерочной. Успех прошедшего «всплытия» организаторы намерены повторить в ближайшем будущем. Тем временем, корреспонденты НГС.БИЗНЕС выясняли, чем подобные мероприятия отличаются от распродаж в «МЕГЕ» и какие еще альтернативы масс-маркету существуют в Новосибирске.
В прошедшую среду бар «Люк» на улице Ленина на один день превратился в магазин одежды, формат которого организаторы обозначили как рop-up store или «всплывающий». Придуманная 13 лет назад американской компанией Vacant концепция продажи лимитированных линий товаров на временных (и часто не приспособленных под магазины) площадках воплотилась в Новосибирске в однодневную распродажу мужской и женской спортивной одежды.
В небольшом помещении бара в пассаже «Универсама» на ул. Ленина на тесно расставленных кронштейнах расположились футболки, толстовки, цветастые юбки, сарафаны и шорты. Ассортимент магазина-однодневки также включал кеды и горнолыжную одежду. Последняя стала самой дорогой позицией в магазине — 3500 руб., футболки отдавали за 300–600 руб., толстовки — за 2500 руб., юбки — за 1000 руб.
Заглянув в магазин приблизительно в два часа дня, корреспонденты НГС.БИЗНЕС увидели с десяток сосредоточенных женщин, деловито перебирающих одежду на вешалках, и несколько мужчин, с заинтересованным видом снующих между кронштейнами. Для тесного помещения бара полутора десятка посетителей хватило, чтобы создать впечатление бойкой торговли.
Разгоряченных невысокими ценниками посетителей не смущало ни отсутствие полноценной примерочной (ее заменяла уборная бара), ни несколько замученный вид некоторых изделий.
Организаторы «всплывающего» магазина — 4 девушки, не жаждущие публичного признания, — уже второй год подряд подрабатывают в свободное от основных занятий время на ниве стихийного ритейла. Именно они придумали проводить в кафе и магазинах Новосибирска распродажи вещей в формате однодневных БаZаR cheap market. Как рассказала одна из девушек-организаторов по имени Анна, идея публичных распродаж у них родилась после серии домашних вечеринок дресс-кроссинга — обмена одеждой с чаем и плюшками. По признанию Анны, формат модного базара ничем по содержанию не отличается от «всплывающего магазина», просто организаторам захотелось внести в свои акции свежую струю.
Поставщики одежды, желающие избавиться от остатков на складах, обычно сами выходят на девушек.
«Логики (в отборе одежды) никакой особо нет. Чаще всего мы отказываемся, если есть какие-то сомнения в поставщике», — поделилась Анна. Так, в баре распродавались вещи марок уровня Adidas, Quiksilver, Abercrombie & Fitch из закрывшегося спортивного магазина, а также китайские изделия, не прячущие своего происхождения за громкими лейблами.
В то же время всю прошлую весну девушки успешно торговали на подобных акциях пальто кольцовской марки «Леда», вспоминает Анна. Итогами последней распродажи девушка осталась довольна: «люди покупали по пять вещей в руки». Следующий «всплывающий» магазин организаторы обещают открыть 20 июня.
Директор производства фабрики «Леда» Нина Иванова, вспоминая опыт сотрудничества с девушками, признает, что участие в таких распродажах позволяет избавиться от «зависших пальто 3-4-летней давности» по бросовым ценам в 500–1000 руб. «Если пальто стоит 3000 руб., то (уже нужны) нормальные условия», — отмечает она. С Ниной Ивановой солидарна менеджер по продажам новосибирской марки Zip Art Елена Мастерова, допускающая для компании возможность участия в подобных акциях. «У всех есть остатки на балансе, и от них очень сложно избавляться что магазинам, что производителям», — сетует собеседница.
Владелице сети салонов женской одежды «Ле Валль» Елене Цурпал импонирует идея однодневной распродажи как «неформальной тусовки». Однако она уверена, что крупному сетевому ритейлу такой формат неинтересен: «Для сетевиков, мне кажется, это не тот оборот, ради которого стоит затрачивать столько организационных сил».
Отдавая должное удачному маркетинговому ходу, стилист Милана Плеханова советует не торопиться на однодневные распродажи.
«Мне кажется, в любом магазине на распродаже в «МЕГЕ» и «Ауре» цены примерно такие же. (Но) мы не торопимся в «МЕГУ» и «Ауру», мы знаем, что распродажа идет 1,5 месяца, а здесь такая подача информации, что надо успеть сегодня», — поясняет эксперт.
Для тех, кто не готов отказаться от удобных примерочных ради низкого ценника, альтернативой однообразному масс-маркету могут стать появляющиеся в Новосибирске шоу-румы, делающие ставки на камерность коллекции (каждая модель в одном-двух экземплярах) и индивидуальный подход. «Многим женщинам уже неинтересно идти в магазины, где много народа, где много однообразной одежды, где висит это линейками, — хочется чего-то индивидуального», — поделилась мнением владелица шоу-рума женской одежды итальянский Garderob Татьяна Синицына.