Французская сеть Carrefour закрывает свой проект в России. Впервые крупный иностранный продуктовый ритейлер счел российский рынок "бесперспективным". Так ли это на самом деле?
Экспансия Carrefour в Россию закончилась спустя четыре месяца после ее начала. Первый российский супермаркет сети открылся в июне 2009 года, а уже в ноябре руководство Carrefour заявило, что сворачивает проект и выставляет свои магазины на продажу.
"Розничный рынок России обладает значительным долгосрочным потенциалом и стратегически важен для развития Carrefour. Тот факт, что мы открываем гипермаркет в Москве в такое непростое время, демонстрирует, что мы настроены решительно",— говорил еще в июне член правления Carrefour Тьерри Гарнье. Свой первый магазин компания открыла после почти пятилетних раздумий и анализа рынка, но теперь позиция Carrefour резко изменилась. "Решение продать бизнес в России обусловлено отсутствием достаточных перспектив органического роста и возможностей для поглощений в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что позволило бы Carrefour занять лидирующие позиции в России",— говорится в официальном обращении компании.
На днях Carrefour предприняла попытку хоть как-то сохранить лицо. Компания предложила ряду российских ритейлеров перевести под ее брэнд свои гипермаркеты на условиях франчайзинга. Переговоры, в частности, велись с "Магнитом", но энтузиазма не вызвали. "Мне о Carrefour сказать нечего, у меня свои проблемы",— заявил СФ владелец "Магнита" Сергей Галицкий.
Причины громкого провала Carrefour называют разные. Одни утверждают, что все дело в общем финансовом положении французской сети. В третьем квартале 2009 года товарооборот компании снизился по сравнению аналогичным периодом прошлого года на 2,8% — до 24 млрд евро. "Такие результаты заставили Carrefour заморозить свои инвестпроекты на многих рынках в Азии и Латинской Америке, Россия тоже перестала быть интересной для французов на данный момент",— говорит ведущий консультант компании "Магазин магазинов" Диана Зазнобина.
Однако проблемы на "домашних" рынках иностранцы частенько пытаются компенсировать успехами за рубежом. Так что решение о продаже российских активов может объясняться непродуманной политикой самой компании. "Вышли бы нормально, и все бы у них хорошо было,— говорит Сергей Ломакин, один из основателей сети "Копейка".— Но у Carrefour все решения были странными — и по выбору мест для открытия, и по работе с поставщиками".
Не согласиться с Ломакиным сложно. В Москве Carrefour находится довольно далеко от основных магистралей, а в Краснодаре — рядом с уже действующим магазином Auchan. Третий супермаркет до конца года французы планировали открыть в Липецке. "Такое ощущение, что они брали первое, что им предложат, совсем не анализируя рынок",— добавляет Ломакин.
Еще один провал — ассортимент и цены. Carrefour так и не смог добиться от поставщиков цен, сравнимых с конкурентами. А в Москве компания даже не смогла получить лицензию на торговлю алкоголем. "Они просто не умеют договариваться",— считает управляющий партнер "Сварог капитала" Олег Царьков. Его знакомые казанские девелоперы вели переговоры с Carrefour об аренде площадей в торговом центре, но найти общий язык не удалось. "Единственным аргументом были слова: "Мы — мировая торговая сеть, дайте нам скидку". В результате якорным арендатором стала российская компания, согласившаяся на предложения застройщика. Такой подход у французов был на любых переговорах",— уверяет Царьков.
Несмотря на явные ошибки Carrefour, многие эксперты склонны видеть в провале компании глобальный тренд — западные ритейлеры теряют интерес к России. Самый крупный мировой ритейлер Wal-Mart так и не запустил ни одного магазина, хотя успел даже зарегистрировать в нашей стране "дочку". Финская Kesko еще летом проводила переговоры о покупке "Ленты", но в итоге та досталась "ВТБ-Капиталу" и TPG Capital. В конце ноября представители Carrefour заявили, что ведут переговоры с Kesko о продаже ей своих российских активов. Но финны пока эту информацию официально не подтвердили.
"Главная проблема в том, что далеко не все иностранные компании готовы к российскому уровню административных издержек,— говорит Сергей Жаворонков, старший эксперт Института экономики переходного периода.— Кроме того, многих напугал готовящийся закон о торговле, предполагающий ограничения масштабов экспансии розничных сетей в России и снижение "порога доминирования" в регионах до 25%. Наконец, падение спроса и рост безработицы также стали негативным фактором для российского рынка". (подробнее о том, как ритейл прореагировал на изменение спроса)
Похоже, "восточноевропейский" сценарий развития ритейла, когда 70-80% оборота розничной торговли страны контролируют иностранцы, нам и правда уже не светит. Но и говорить об инвестиционной непривлекательности российского рынка тоже преждевременно.
По данным "Магазина магазинов", средняя рентабельность ритейла в России превышает 10% — при общеевропейском уровне 4-5% (подробнее о том сколько зарабатывают российские ритейлеры). Насыщенность городов торговой недвижимостью тоже не так велика (см. схему). Наконец, административные барьеры в России едва ли могут всерьез напугать компании, успешно работающие на рынках Азии и Латинской Америки.
Иностранцы, давно присутствующие в России, кстати, чувствуют себя вполне неплохо. Auchan в середине ноября заявил, что откроет до конца 2010 года еще 10 магазинов, доведя их общее количество до 44.
Похоже, Carrefour просто припозднилась и недооценила конкурентную среду в России. "Расстановка сил изменилась — сейчас у нас появилось много сильных игроков, захватить рынок одними амбициями уже не получится",— говорит Сергей Ломакин.
Так что вряд ли российский рынок стал менее перспективным. Скорее он стал более взрослым.
Инвестиционная привлекательность российского ритейла
Торговых площадей в России меньше, чем в Европе, но и покупательная способность россиян ниже.