Ритейл – одна из самых высококонкурентных индустрий. Поэтому участники рынка рассматривают цифровизацию как инструмент повышения своей ценности и конкурентоспособности. Мы поговорили о наиболее актуальных тенденциях в этой сфере с Иваном Денисовым, генеральным директором GTLogistics, которая специализируется на разработке решений для автоматизации и цифровизации складских и транспортных процессов.

Справка. Компания GTLogistics занимается разработкой и внедрением решений для автоматизации и цифровизации складских и транспортных процессов в различных отраслях – от ритейла и оптовой торговли до фармацевтики и промышленного производства. Решения GTLogistics базируются на современных технологических тенденциях, в том числе – на технологиях искусственного интеллекта.

— Ритейл занимается автоматизацией и цифровизацией уже давно – было много громких проектов с начала 2000-х годов. Есть ли на данный момент возможности для развития этого процесса?

— Ритейл действительно одна из передовых отраслей по уровню цифровизации. А за последнее время эта индустрия сделала колоссальный рывок вперед – хоть и несколько вынуждено. Здесь и решения регулятора о подключенной кассовой технике, и маркировка. Также сыграли свою роль другие факторы – например, пандемия, которая заставила даже классический ритейл повернуться в сторону онлайн-среды. Все это без автоматизации и цифровизации сложно реализовать, так что ритейл по праву причисляют к лидерам по инновациям.

Однако это не значит, что цифровизация охватывает все процессы одинаково. Логистика – и складская, и транспортная – не относится к числу направлений с высокий уровнем цифровой зрелости. Увы, но даже в крупных компаниях сотрудники склада зачастую собирают заказы или проводят инвентаризацию по «бумаге». Что уж говорить о транспортном обеспечении: логисты до сих пор составляют маршруты вручную. Так что поле для цифровой трансформации здесь просто огромное.

— Чем обусловлены такие пробелы?

— Все просто: до них просто не доходили руки, не хватало ресурсов – в первую очередь «под цифру» шли те направления, которые попадали напрямую под указания регулятора или относились к базовым. Например, поэтому первоочередной автоматизации подвергали продажи, закупки, финансы и тому подобное. А склад – он же и так работает, машины товары возят, так что можно не торопиться. Сейчас ситуация изменилась, многие ритейлеры стали более заинтересованы во внедрении WMS и TMS.

— Что изменилось?

— Сказывается множество факторов. Большинство ритейлеров омниканальны: работают офлайн, через свои онлайн-магазины и через несколько маркетплейсов, которые становятся все более популярными у клиентов. А еще же есть социальная коммерция – продажи через соцсети. Требования к доставке тоже растут: надо развозить товары до клиента, до хаба маркетплейса, до ПВЗ, до своих торговых точек. Средний чек при этом снижается, падает и доля премиальных и импульсных покупок, а количество заказов через интернет-каналы растет – этот тренд только разгоняется. В общем, прозрачность и эффективность склада и транспортной логистики становятся все более критичными. Ручное управление ими ведет к росту затрат – отсюда и интерес к автоматизации.

WMS действительно меняет ситуацию к лучшему?

— Безусловно. Такая система охватывает все операции: приемку и отбор товара, размещение на складе, перемещение между ячейками, инвентаризацию, комплектацию заявок, отгрузку. Т.е. ритейлер получает эффективно работающее подразделение с прозрачными и контролируемыми процессами.

Например, практика внедрения нашей системы GTStock показывает, что скорость сборки вырастает в 2,5 раза, инвентаризации – в 4 раза, приемки – на 40 %, а трудозатраты снижаются до 40 %. По статистике, порядка 70 % времени сотрудники склада тратят впустую. И действительно: руководство редко знает, чем и где в конкретный момент времени занимается персонал. Вроде, что-то делают, процесс же двигается, но оценить производительность труда крайне сложно. С помощью WMS эта проблема решается.

Кроме того, высвобождается до 20 % площадей, складские издержки по пересортице, браку и недостачам снижаются в 3 раза. Все это для ритейлера – деньги.

Есть и другие зоны роста. Среди сложных проблем для ритейлеров – просрочка. Как ни крути, при ручной работе с товаром на складе она будет появляться. В случае с маркированной продукцией попавший на полку в торговый зал товар с истекшим сроком годности – это еще и штрафы. Автоматизированная же система может если не устранить, то минимизировать их появление.

— Как это работает?

— Чаще всего на складах сотрудники при сборке заказа берут то, что ближе лежит, руководствуясь вопросом скорости. При размещении тот же подход: кладут так, чтобы это занимало меньше времени – соответственно, не учитывая срок годности – просто ближе. Это и приводит к тому, что товар банально теряется на полке, срок годности заканчивается. Товар приходится списывать, ритейлер теряет деньги.

В случае с нашей системой при формировании маршрутов размещения и сборки продукции на складе действует принцип FIFO, он же First In, First Out или первым пришёл – первым ушёл. Тот товар, который попадает на склад первым и имеет более короткий срок годности, должен отправляться к покупателю раньше. Система определяет это автоматически – сотрудник получает задание через подключенное устройство и должен взять именно тот товар, который указан в системе. При размещении товара ему отводится конкретное место, которое фиксируется в WMS – в том числе, чтобы потом его было легко найти. И так как маршрут движения от полки к полке составляется автоматически, он приближен к идеальному – времени сотрудник тратит на это не больше, чем раньше. 

— А какова польза от транспортной автоматизации?

— Наше решение позволяет автоматически формировать маршруты с помощью ИИ-модуля, т.е. полностью уйти от ручного процесса. На практике средняя экономия составит 15-20 % от транспортных издержек. Показательна оптимизация в километраже: на каждые 100 км от 20 до 80 из них можно будет не проезжать. Плюс сокращение издержек на связь с водителями, соблюдение сроков доставки, амортизация автомобилей, экономия на фонде оплаты труда. причем, последнее касается как водителей, так и собственно логистов: если для ручного составления маршрутов нужны высококвалифицированные сотрудники, то при автоматизированном – нет. А это серьезная разница в зарплате и независимость от квалификации персонала, который может уволиться, заболеть, уйти в отпуск и т.д. Все это для отдельной компании может давать экономию в миллионы рублей в год, а для рынка в целом речь идет о триллионах рублей в год. 

— ИИ-решение – это дорого? 

— Когда-то так и было. Но технологии развиваются очень быстро, и по мере их развития стоимость решений снижается. Сейчас системы на базе ИИ доступны не только крупному бизнесу, но и небольшим компаниям. К тому же за последнее время WMS и TMS стали существенно «легче»: если раньше внедрение могло длиться годами, то сейчас мы проводим внедрение за пару месяцев – это средний срок проекта.

— Каким вам видится будущее автоматизации ритейла?

— Уровень цифровой зрелости будет расти – это точно. Конечно, ждать полностью роботизированных складов в ближайшее время не стоит – труд людей пока еще дешевле, чем роботизированные системы. Да и санкционное давление не даст легко закупать оборудование в нужном количестве. Именно поэтому цифровизация и автоматизация – самые важные на сегодняшний день задачи для ритейла.

Реклама. ООО «ДжиТи Лоджистикс», ИНН 6670420812.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

мп-спец-в-контенте