Использование технологий GPS

Представим гортескную  ситуацию: машина, полная товара выехала из РЦ по направлению к магазину. Работники склада довольны – все погрузили, отправили, дело сделано. Магазин потирает руки в ожидании машины с грузом,  а как же, чтобы полки не пустовали, ведь заказ сформировали, и теперь осталось только принять продукцию и выложить на полки.

Время идет, магазин нервничает, так как машины нет. Начинаются нервные звонки на склад, где все как один заявляют, что машина ушла, ждите. Магазин нервно ждет. В итоге машина приезжает с большим опозданием, водитель матом объясняет, что был в страшной пробке и т.д., и т.п.

А может быть и другое окончание истории – машина так и не приехала, оказалось, водитель пропал вместе с ней (машиной) и товаром, или же побитый с синяками и ссадинами, пешком пришел обратно на склад и объясняет, что заехал на бензоколонку заправиться, тут подлетели бандюки в масках, его избили, машину угнали…

Понятно, что события, в этой истории, могли развиваться по нескольким путям: первый, водитель действительно попал в пробку, неправильно рассчитав маршрут. Второй – по пути в магазин, водитель сделал пару левых ходок. Третий – водитель просто украл товар, ну и четвертый – когда товар украли другие лица, может в сговоре с водителем, а, может, и нет.

Суть тут одна: товар либо не дошел до магазина, либо дошел, но с большим опозданием. А случилось это потому, что не был обеспечен контроль грузоперевозки.

Для того чтобы иметь возможность проконтролировать путь машины с товаром, допустим от склада до магазина, компании используют GPS-навигацию.

Конечно, описанный  случай из ряда маловероятных. И многие ритейлеры до сих пор не используют GPS при контроле автоперевозок. Зато у них жестко структурированы нормы и маршруты водителя и экспедитора. Например, сеть «Продуктория» (читайте интервью с директором по логистике сети) справляется с перевозками и без системы спутниковой новигации.

Пароли и явки

Чтобы говорить о пользе GPS,  сначала нужно разобраться, что она вообще из себя представляет и как работает.

GPS — это аббревиатура общепринятого названия глобальной навигационной системы определения местоположения, Global Positioning System. Таких действующих систем в мире пока две — российская ГЛОНАСС и американская Navstar, которую «в народе» называют просто GPS. В скором времени свою систему глобального позиционирования планирует запустить и Европа.

Каждая из таких систем включает в себя группировку низкоорбитальных навигационных спутников, наземные средства слежения и управления и самые разнообразные принимающие приборы для определения координат. Основной принцип системы — определение местоположения путем измерения расстояний до объекта от точек с известными координатами — спутников. Расстояние вычисляется по времени задержки распространения сигнала посылки от спутника к приемнику.

То есть для определения трехмерных координат прибору нужно знать положение трех спутников. На деле используются показания с четырех — для устранения погрешности, вызванной разницей между часами спутника и приемника.

На сегодняшний день полностью функциональной является лишь американская система глобального позиционирования Navstar. Она включает в себя 28 искусственных спутников (для полного покрытия всей Земли достаточно 24). Европейская Galileo начнет работу только в 2008-2010 годах, а российская ГЛОНАСС сегодня насчитывает лишь 12 спутников, работает в устаревшей системе координат СК-42, и в ближайшее время модернизации не предвидится.

По хлебу пройти, но не наесться

Для того чтобы контролировать машину, везущую груз, а точнее ее водителя и экспедитора, в машину встраивают устройство, принимающее сигнал GPS. Причем, встройка происходит таким образом, чтобы водитель не мог повлиять на сигнал (он не видит навигатора).

Тем не менее, многие «таланты» пытаются обойти попытку компании обезопасить груз. Бывали случаи, когда антенну  накрывали железными ведрами или алюминиевыми тарелками, поливали водой,  втыкали в провода иголки. Бывали и случаи, что водители просто вскрывали блок с GPS и выбрасывали его. Бороться с этим не трудно. Как правило на водителя просто накладывается ответственность за бортовое оборудование.

Но даже такая мера не всегда спасает положение. Саботажники становятся хитрее: оборачивают антенну в свинец, при этом, правда, забыв учесть, что датчик все равно срабатывает и очевидно, что машина куда-то ездила. ВУ связи с этим в некоторых компаниях вводят запрет на работу автомобиля, если неисправен бортовой блок системы мониторинга.

Бывают, конечно, и более интеллектуальные способы обмануть систему навигации. Например, глушение сигнала GPS. С этим тоже научились бороться. Как только происходит попытка глушения, срабатывает специальный датчик, и в центр поступает сигнал о попытке «вредительства».

За последние годы возможности контроля при использовании GPS значительно усовершенствовались. Вмонтируемое устройство уже размером с пачку сигарет. Оператор диспетчерского центра видит на экране все перемещения машины, знает ее скорость, направление движение, закрыты ли двери. Причем двигатели машины можно заблокировать прямо на ходу.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar