Стремительное развитие технологий стимулирует разработчиков и производителей средств связи придумывать и выпускать новые решения для того, чтобы удержать и увеличить число своих покупателей и, соответственно, долю на мировом и внутреннем рынках. Эксперты отмечают, что мобильные устройства будут становиться все более универсальными, но грандиозных прорывов в технологиях в ближайшей перспективе ждать не стоит.
Сейчас на рынке персональной электроники присутствует тенденция универсализации гаджетов: если три-четыре года назад у человека в сумке могли одновременно находиться мобильный телефон, электронная книга, ноутбук и фотоаппарат, то сейчас они все чаще заменяются одним смартфоном, отмечает директор по региональному развитию ритейлера "Связной" Денис Шейбаль. "В двухтысячных годах технический прогресс движется быстрее, чем в прошлом веке. Если на массовое внедрение радио, телевидения, сотовой связи или интернета понадобились десятилетия, то сейчас многие люди успевают за несколько лет увидеть расцвет и закат целых категорий электроники (например, КПК и нетбуков)", — говорит он.
"Связной" не ждет в ближайшей перспективе появления принципиально новых гаджетов , которые можно было бы называть прорывом в электронике, но можно ожидать совершенствования существующих: смартфонов, планшетов и "умных" аксессуаров (smart wearables), рынок которых начался с фитнес-трекеров и продолжился "умными" часами (smart watch).
"Продажи фитнес-трекеров растут, а их доля на рынке smart wearables начала снижаться именно за счет роста популярности "умных" часов. Сегмент smart-аксессуаров находится на начальном этапе своего развития и пока не сопоставим по объемам продаж с сегментами смартфонов или планшетов, однако он демонстрирует рекордные темпы роста", — уточняет Денис Шейбаль.
Между тем, подчеркивает он, smart-часы в ближайшие два-три года не заменят смартфоны по ряду объективных факторов: размер, мощность аккумулятора, небольшой экран. Такие устройства еще долгое время будут продолжением смартфона, дополняющим и расширяющим функционал, однако с развитием технологий через пять-семь лет замена вполне возможна.
За последние несколько лет внешний вид и функциональность устройств изменились до неузнаваемости, рост спроса на современные услуги связи создает много возможностей для выпуска новых моделей, но еще в начале двухтысячных сложно было представить, что уже через несколько лет каждый третий абонент будет владеть смартфоном и что на пять таких устройств будет приходиться еще и один планшет, соглашается с экспертом "Связного" директор по стратегическому планированию Tele2 Светлана Скворцова.
"В последние пару лет все большей популярностью стали пользоваться носимые устройства — браслеты и часы, собирающие данные пользователя и определяющие его местоположение. Более того, появление совершенно нового сегмента рынка, такого как machine-to-machine, или "интернета вещей", вскоре может существенно поменять модель потребления услуг связи. Таким образом, развитие технологий, обеспечивающих высокоскоростную передачу данных, приведет к исчезновению устройств, не поддерживающих данный функционал, и к появлению прототипов устройств, отвечающих за работу всех гаджетов пользователя", — отмечает она.
Новые витки технологий проходят сейчас раз в пять-шесть лет, напоминает генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков, но пока он не видит чего-то такого, что могло бы полностью вытеснить существующие средства связи. "Да, число пользователей ноутбуков, стационарных компьютеров будет падать, но не уйдет на 100%", — говорит он.
В компании МТС считают, что если принципиально новой технологией считать встраивание чипа в тело, то подобное вряд ли случится в ближайшей перспективе. "Телефоны модернизируются и, конечно, будут меняться. Основное направление этих изменений — сделать устройство еще более многофункциональным и личным", — отмечают в компании.
Телефон плюс планшет
В смартфонах будут улучшаться те востребованные характеристики, которые уже есть, и добавляться дополнительные сервисы, например, телефон — платежная карта или телефон — ключ от двери, считают в МТС.
Судя по текущим трендам, "умные" телефоны еще долго будут одним из основных устройств связи, а их размер и дизайн будет определяться модой, говорит Светлана Скворцова. Ставшие популярными фаблеты (смартфоны с большим экраном) могут потеснить планшеты, а в целом устройства действительно становятся умнее и начинают "общаться" друг с другом.
Сейчас планшеты и смартфоны идут в одну сторону с точки зрения размера экрана, фаблет позволяет и говорить по телефону, и удобно серфить по сайтам, поддерживает ее Денис Кусков, соглашаясь с тем, что будут вводиться и развиваться новые сервисы по оплате и другим направлениям.
Покупатели все чаще обращают внимание на планшетофоны или фаблеты, солидарен с коллегами Денис Шейбаль. "Фаблеты не просто вытесняют с рынка смартфоны с диагональю экрана менее пяти дюймов, но также "каннибализируют" продажи небольших планшетов с размером дисплея до 8,9 дюйма", — говорит он.
Смещение спроса в сторону планшетофонов вполне объяснимо, особенно в текущих экономических условиях, когда одна из важнейших причин — цена, уточняет эксперт: средняя стоимость такого устройства по итогам первого квартала 2015 года составила 13 тыс. рублей, при этом покупка одновременно смартфона и планшета обошлась бы пользователю в среднем на 5,5 тыс. рублей дороже. Кроме того, нижняя граница цены на фаблеты находится на уровне 4-4,5 тыс. рублей.
Российские перспективы
В вопросе развития средств связи российскими компаниями корректнее говорить не об отечественных компаниях — производителях гаджетов, а о российских брендах, отмечает Денис Шейбаль. "Вендоров, которые использовали бы при сборке российские комплектующие, не существует. Говоря о российских брендах, хотелось бы отметить компанию Explay. На данный момент она является сильным локальным игроком, в будущем, при должном уровне сервиса и грамотной дистрибуции, этот бренд может претендовать на успех и за пределами нашей страны", — считает эксперт.
В МТС выход российских компаний на международный рынок средств связи пока считают маловероятным. "Но, возможно, за рубежом могут появиться компании с российскими корнями и идеей, а производством, например, в Китае", — отмечает представитель сотового оператора.
Перспектив выхода отечественных компаний на международный рынок не видит и Денис Кусков. "Это возможно лишь при долгосрочной и непрерывной работе. Сейчас нет ни технологий, ни должного управления", — говорит эксперт.
На данный момент российские производители слабо представлены на международном рынке, но, тем не менее, по мнению Светланы Скворцовой, первые шаги, которые делает, например Yota, позволяют надеяться, что в перспективе российские вендоры смогут занять свою нишу.
Мнения экспертов о том, какие страны в ближайшей перспективе будут занимать лидирующие позиции на мировом рынке средств связи, несколько расходятся. Так, генеральный директор Telecom Daily считает, что это будут США, Южная Корея и Китай, в прогнозе МТС место Китая занимает Япония.
Представитель Tele2 напоминает, что исторически страны Европы и Юго-Восточной Азии лидировали в развитии технологий и сетей связи второго (2G) и третьего поколения (3G), однако в распространении технологий 4G быстрее оказались США. "Возможно, при появлении очередного нового стандарта связи (5G) ситуация снова изменится", — отмечает она. По словам эксперта, рынок производителей устройств связи многополярен, сильные бренды есть и в Азии, и в Европе, и в Америке. "Пользователи становятся более требовательными к оборудованию, поэтому можно предположить, что лидировать будут те вендоры, которые смогут вовремя предугадать потребности пользователя или, наоборот, сформировать у пользователя новые потребности. На данный момент внимание привлекают производители из Китая, которые за относительно небольшой период смогли показать впечатляющие результаты", — говорит госпожа Скворцова.
Денис Шейбаль среди стремительно развивающихся локальных брендов выделяет китайский Xiaomi, в Индии одним из лидеров является бренд Micromax, который также постепенно выходит на мировые рынке. В более долгосрочной перспективе под влиянием китайских и индийских производителей позиции известных брендов, таких как Samsung и Apple, могут пошатнуться, считает эксперт.
Мобильные изменения
Определенные изменения могут в перспективе произойти и на рынке сотовой связи, говорят специалисты.
Непосредственно в России, по словам представителя "Связного", процессы слияния и поглощения могут коснуться небольших региональных операторов, таких как "Смартс" и "Мотив", активами которых могут заинтересоваться операторы "большой тройки" и Tele2. Выхода в Россию новых традиционных мобильных операторов ритейлер не ждет, так как рынок в стране уже является высококонкурентным, а проникновение сотовой связи давно превысило 150%.
Самой современной технологией, которая будет использоваться в России в ближайшее время, он называет 4G+ или LTE Advanced, так как отечественные сотовые сети пока что не наполнены трафиком настолько, чтобы внедрять технологии более современные, чем LTE. Кроме того, добавляет он, в 2015 году строительство даже сетей LTE в России замедлилось: кредиты стали дороже, а кросс-курсы валют выше, соответственно, стройка стала обходиться операторам в большую сумму, чем ранее. При этом на российский рынок, подчеркивает господин Шейбаль, могут выйти западные MVNO-операторы.
По мнению Дениса Кускова, ожидать сделок M&A в мировом масштабе можно, однако в Россию крупные сотовые игроки не придут. "Так что развиваться мы будем сами", — заключает он.
"Операторам становится все труднее показывать органический рост, поэтому им приходится пересматривать бизнес-модели и объединяться с другими компаниями для расширения продуктового предложения или увеличения доли рынка. Европейские операторы уже несколько лет пытаются убедить (пока безуспешно) телеком-регулятора и антимонопольные ведомства Евросоюза, что кросснациональные сделки по слиянию пойдут на пользу потребителю", — говорит Светлана Скворцова.
Что касается появления новых инфраструктурных игроков, то, по ее мнению, на таком капиталоемком рынке, как телекоммуникации, их будет все меньше и меньше. "С другой стороны, существующие и новые интернет-компании будут играть все большую роль во взаимоотношениях с конечными пользователями и операторам придется с ними считаться", — добавляет она.
В целом, считает эксперт, связь станет более всепроникающей: вокруг одного пользователя будет сформирована среда из различных устройств, аккумулирующих разнообразную информацию, а перед операторами связи по-прежнему стоит вопрос, будут ли они сами проектировать и создавать эту новую среду или останутся "трубой" для передачи данных.