О том, как маленькому магазину выйти на московский рынок и не затеряться в большом городе рассказывает Ксения Сторчак, менеджер по развитию чайной сети «Унция»
«Унция» — это петербургская компания. Почему вы решили открыть магазины в Москве?
Действительно, первый магазин «Унция» был открыт в 2002 году в Санкт-Петербурге. За два года магазин быстро набрал круг своих постоянных покупателей, который расширялся. За два года, открыв 5 магазинов и убедившись в успешности проекта, мы решили запустить программу франчайзинга для развития в регионах. Сейчас под маркой «Унция» работает 40 франчайзинговых магазинов в разных уголках России. В итоге, к 2007 году Москва оказалась чуть ли не единственным белым пятном на карте нашей компании.
У нас давно была идея дойти до столицы, но сначала нам хотелось довести свою сеть до идеала в Санкт – Петербурге и стать авторитетной сетью по всей России. Такого результата, по нашей оценке, мы добились к 2007 году.
К 2007 г. Москва была чуть ли не единственным белым пятном на карте «Унции». |
С кем вам приходится конкурировать в Москве?
К моменту нашего выхода на Московский рынок он уже был насыщен различными концепциями, в том числе и чайными магазинами различных уровней.
В столице есть три сильных чайных игрока: «Этикет» (5 магазинов в Москве), «Заварка» и «Кофейная кантата» (19 магазинов). Стать «одними из многих и затеряться» мы не хотели. Поэтому так долго и тщательно готовили «свое лицо».
Мы пришли в Москву сильными игроками — крупной розничной сетью, имеющей франчайзинговые магазины по всей России; оптовой компанией, продающей чай, посуду и сладости. Кстати, в Москве у «Товарищества чаеторговцев», которое владеет сетью «Унция», широкий круг клиентов, которые закупают у нас чай, и продают его в своих магазинах.
Но, если сравнивать, с нашим началом работы в Петербурге, то там в 2002 году ниша чайного бутика была вообще не занята. В городе работали отдельные магазины по продаже чая, существовали отделы в супермаркетах, клубы чайной культуры с восточным уклоном. Мы пришли с новой концепцией Европейского чайного бутика.
Кроме того, «Унция» планирует ввести в московские сетевые супермаркеты свой фасованный чай – 8 наших самых популярных сортов в дизайнерской упаковке весом 4 унции. В Санкт- Петербурге проект уже стартовал в магазинах «Перекресток», «Лента», MaxMix, «Лэнд», «Супер-Сива», «Сезон», «Риомаг», «Глобус Гурмэ». В Москве фасованный чай будет продаваться в сети «Азбука Вкуса».
Концепция и ассортимент московских магазинов «Унция» отличается от питерских?
Менять ни ассортимент, ни концепцию магазинов специально для Москвы нам не пришлось. Однако, если ассортимент схож, то московские цены на чай на 5- 10 % выше чем в Санкт – Петербурге. Это связано с разницей арендных ставок и расходов на открытие магазина.
Мы вышли на столичный рынок не просто как чайный магазин, а как готовая, отработанная, уникальная концепция специализированного чайного бутика, которая очень проста: "доступная роскошь", чай высокого класса, соответствующая ему атмосфера и конкурентноспособная цена.
Сейчас в Москве открыто 2 магазина «Унция», 12 — в Санкт-Петербурге, 27 собственных магазинов в городах России, а также по одному торговому объекту в Тбилиси (Грузия). До конца года будут запущены проекты в Хельсинки (Финляндия), Алма-Ата (Казахстан) |
В чем суть концепции?
Своего покупателя мы пытаемся привлечь тщательным отбором поставщиков и ассортиментной линейки. В магазинах «Унция» можно найти эксклюзивные линейки чая с индийских аукционов, из Китая, с Японии, Цейлона, а также чаи с натуральными добавками из Германии, которых нигде больше в России не найти. « Унция» — это единственная чайная компания в России, покупающая чаи на индийских и цейлонских аукционах. Это такие сорта как Дэжу, Дуфлатинг, Хармути, Мокалбари Ист и другие. Ароматизированные сорта – эксклюзивные. Они купажируются специально для нас на одной из старейших чайных фабрик Германии — Kirchner, Fischer & Co (основана в 1793г.).
Во-вторых, мы предлагаем уникальную атмосферу в наших магазинах. Ее создает дубовая мебель, приглушенный свет, антиквариат: старинные книги на полках, латунные ценники, стеклянные банки с чаем, золоченые переплеты, чайные аксессуары, кофемолки, чайнички, фарфоровые слоны, нефритовые статуэтки, старинные газеты. Все это мы покупаем в антикварных лавках и у старьевщиков в Петербурге. Вес чая мы измеряем в унциях, а не в граммах (английская мера веса равная 28,35 гр.), каждый пакетик продавец подписывает вручную, обмакивая перо в чернила.
Вес чая измеряется в унциях, а не в граммах, и каждый пакетик продавец подписывает вручную, обмакивая перо в чернила |
За этой атмосферой покупатели приходят снова и снова. Они получают удовольствие от самого процесса покупки. Это большая редкость и она дорогого стоит. Ведь очень приятно, когда профессиональный консультант, который разбирается в своем деле, предлагает вам сравнить ароматы разных сортов, рассказывает об их особенностях, способах заварки.
Почему в Москве вы открыли собственный магазин, а не продали франшизу, как это было в других городах?
Это шаг был продиктован, во-первых, экономическими соображениями. Во-вторых, нам хотелось в столице иметь собственную сеть, которая будет отвечать всем нашим стандартам, за которой мы сможем сами наблюдать. Потому что сеть магазинов в столице – это лицо компании.
В – третьих, на московском чайном рынке пока нет крупной компании, которая одна бы смогла развивать франчайзинговые магазины во всех районах Москвы, а продавать франшизы на столицу нескольким компания, в розницу — неинтересно. Такие магазины не будут восприниматься покупателем как единая крепкая сеть, какой мы ее хотим видеть. Но мы не отказываемся от идеи продажи франшизы в Москве, если найдется достойный покупатель.
Сколько специализированных чайных магазинов должно быть в Москве?
Идеальный вариант, если на 200 000 населения будет приходиться один чайный магазин. Естественно, что концентрация торговых объектов в центре должна быть выше, чем на окраине.
Какой процент рынка премиального чая вы планируете занять в Москве?
Пока об этом говорить рано, но никак не меньше 50 %.
В каких местах сейчас больше продается премиального чая: в специализированных магазинах или в супермаркетах?
Конечно в специализированных магазинах, которые торгуют развесным чаем. В последнее время люди начали ценить качество чая, у них сформировалось мнение, что хороший чай обязательно должен быть развесным. В специализированном магазине покупатель получает обслуживание на высшем уровне. Консультанты всегда помогут выбрать из огромного ассортимента именно ваш чай.
Ваши два магазина в Москве работают с весны, как столичные покупатели воспринимают «Унцию»?
Статистика и итоги первых месяцев работы нас очень порадовала. Покупательский поток в магазинах большой, покупатели возвращаются к нам снова и снова. Многие уже обзавелись дисконтными картами, приводят своих друзей, знакомых, дарят подарки из нашего магазина. Круг покупателей постоянно растет. Средний чек в наших магазинах, по нашим последним данным, составляет около 470 руб. Чистая прибыль с кв.м. планируется на уровне $350.
Для сравнения: в Санкт – Петербурге проходимость в одном магазине составляет 1 500 покупателей в месяц, 55% из них становятся постоянными. Ежемесячный оборот магазина — около $23 000. Торговая площадь — от 15 до 30 кв.м. Средний чек – 440 рублей. Чистая прибыль с кв. м. — $300
А трудно вам открывать магазины в Москве?
Для Москвы «Унция» было новое имя – как для большинства покупателей, так и для специалистов в сфере недвижимости. Нам пришлось приложить усилия, чтобы нас заметили. Долго поиски подходящей недвижимости были безрезультатными. Мы предлагали концепцию наших магазинов в различные торговые комплексы. Но поскольку у нас не было ни одного магазина в Москве, кто-то реагировал на наши предложения скептически, а кто-то не реагировал вообще.
Так как мы претендовали на хорошие торговые площади с высокой арендной ставкой, многие специалисты недоумевали: как новый чайный магазин собирается выживать?
Важно было открыть первый магазин. Ведь люди, занимающиеся подбором арендаторов для торговых центров, следят за интересными концепциями. После открытия первого магазина в ТК «Ереван плаза» 4 апреля 2007 г. нас заметили. Продемонстрировав уникальность своей концепции, мы переломили ситуацию: теперь сами выбираем помещения, которые нас интересуют. Уже много торговых комплексов хотят видеть нас у себя. 3 мая начал работу второй магазин «Унция» в Москве в ТЦ «Серебряный дом». Но мы продолжаем предлагать себя в различные торговые центры, рассылаем презентации, иногда приглашаем посмотреть в открытый магазин.
Сколько еще магазинов в Москве до конца этого года вы планируете открыть?
В 2007 г. начнут свою работу еще два магазина, в 2008 году – восемь. Но останавливаться на этом мы не собираемся. В Санкт-Петербурге сеть «Унция» разрослась до 12 магазинов и одного чайного кафе, но мы до сих пор рассматриваем предложения об аренде. Если появляется «вакантный угол» в интересном и перспективном месте, то обязательно откроем там магазин.
Столичные магазины «Унция» вы размещаете в торговых центрах, но ведь в Петербурге, откуда берет начало ваша концепция, многие магазины расположены на оживленных улицах, вне торговых комплексов. Почему в Москве вы открываетесь только в ТЦ?
Конечно, и в Москве мы планируем открывать отдельно стоящие магазины. Но, к сожалению, найти отдельно стоящее хорошее торговое помещение с большой проходимостью трудно. Все выгодные места уже заняты постоянными арендаторами, которые не спешат их освобождать. Поэтому сейчас по нашему заказу работает много людей: брокеров, агентов. Мы и сами просматриваем базу данных, «караулим» место. Но, я думаю, что при поиске отдельной площади выгоднее сотрудничать с агентствами.
Вы будете открывать отдельно стоящие магазины на оживленных московских улицах?
Пока это секрет. Пока могу сказать, что мы ведем переговоры еще с несколькими крупными торговыми центрами и уже подписан договор на открытие магазина в ТРЦ «МЕГА Белая Дача» (ноябрь 2007 года)
Каковы ваши основные требования к помещениям?
В первую очередь это должно быть место с большой проходимостью. Наша нижняя граница проходимости в отдельно стоящих магазинах — 25 человек в минуту-две. В процессе работы мы стараемся завоевывать постоянных покупателей, которые всегда к нам возвращаются. Но для начала нам нужно заработать имя, авторитет и доверие у клиентов.
У помещения должен быть определенный торговая площадь – от 15 до 30 кв.м. Наш идеал — 25 кв.м. В Санкт-Петербурге магазины «Унция» держат одно из первых мест по размеру прибыли с одного кв.м. Чай — товар компактный, он не требует больших площадей и прочих вложений. Большое значение в выборе места для будущего магазина имеет визуальная представительность торгового объекта – крупные витрины.
У нас есть идеальное помещение в Санкт – Петербурге, на Невском проспекте, где через окна видно весь магазин. Благодаря большим окнам сразу виден весь завораживающий интерьер.
Движущиеся ретро-фигуры расположены в наших витринах для привлечения внимания прохожих. Эксклюзивно для «Унции» их создает театральный художник Виктор Григорьев |
Витрины ваших питерских магазинов украшены оригинальными авторскими куклами. На фоне вашей витрины на Невсокм очень любят фотографироваться туристы. Кто автор этих работ?
Движущиеся ретро-фигуры эксклюзивно для «Унции» создает театральный художник Виктор Григорьев. В 11 из 12 питерских магазинах на витрине есть кукла: все они созданы в едином английском стиле, но при этом все разные. Идея и макет фигуры для каждого нового помещения разрабатывается художником совместно с нашими сотрудниками. Сейчас идет подготовка таких кукол для московских магазинов.
Какие требования у «Унции» к месту в торговом комплексе?
Арендуемая площадь должна находиться на первом этаже, желательно – в атриумной зоне (если такая есть) или рядом с ней. Оптимально, если рядом расположены места с высокой проходимостью: кафе, лифт или эскалатор. Еще у помещения должны быть максимально большие витрины.
Какова разница в инвестициях при открытии магазинов в Питере и Москве?
Приблизительные затраты на открытие магазина в сети составляет $ 50 000. Эта сумма варьируется в зависимости от помещения. В Москве стоимость открытия магазина на 15 % больше.
Чайные магазины — это не нефтяная вышка |
Стоит ли свеч эта кропотливая работа по подбору необходимых площадей для магазинов, завоевания рынка?
Конечно, игра стоит свеч! У нас перед глазами яркий пример: успешный проект «Унции» в Петербурге, в других городах России. Конечно, чайные магазины — это не нефтяная вышка, и окупаемости через месяц ждать не нужно. Срок окупаемости наших магазинов — от 18 до 24 месяцев. К примеру, один из магазинов «Унция» в Санкт – Петербурге окупился за 9 месяцев. Это хороший показатель.
В Москве мы не бросаемся на каждое предложение по недвижимости, тщательно выбираем помещение. Мы добиваемся тех мест, которые хотим, а не выбираем то, что предлагают некоторые ТЦ.
В столице гораздо более высокая покупательная способность, чем в регионах. Здесь огромное количество требовательных покупателей, которые стремятся покупать лучшее и готовы за это заплатить. Мы и предлагаем это лучшее: чай, атмосферу и обслуживание.
Ксения Сторчак, менеджер по развитию сети "Унция" в Москве. Закончила Российский Государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Специальность — клинический психолог. Работу в компании "Унция" начала в 2004г. с должности продавец-консультант. В 2005г. стала продавцом — администратором. С 2006г. занимается развитием сети чайных магазинов "Унция" в Москве.