Число иностранных компаний, отмечающих улучшение предпринимательского климата в России, увеличилось практически в 4 раза и составило 23% (по сравнению с 6% в 2015 году), свидетельствуют данные исследования "Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России", проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и FleishmanHillard Vanguard.
Наиболее острыми проблемами в развитии деловой среды России иностранный бизнес считает недостаток квалифицированных кадров (47%), высокие административные барьеры (47%) и рост цен (45%). Меньшую роль играют коррупция в органах власти (35%), недостаточная защищенность прав собственности и контрактных прав (29%).
"Несмотря на временные трудности и препятствия, обусловленные экономическими и социально-политическими факторами, зарубежный бизнес сохраняет оптимизм в отношении российского рынка и готов инвестировать и работать на нем в условиях определенной стабильности и прогнозируемости влияния внешних факторов", — отметил президент РСПП Александр Шохин.
По сравнению с 2015 годом существенно увеличилась оценка иностранным бизнесом недобросовестной конкуренции как фактора, мешающего предпринимательской деятельности в стране. Так в 2016 году его отметили 29% респондентов, что практически в 6 раз больше результатов исследования 2015 года, когда эту проблему отмечали 5% респондентов.
"При этом существенно снизилась доля пессимистической оценки — до 53% по сравнению с 77% в 2015 и 82% в 2014", — говорит Елена Фадеева, генеральный директор FleishmanHillard Vanguard.
Также улучшилась оценка иностранным бизнесом российской инфраструктуры. В 2015 году он составлял 3,97 балла из 7 возможных. А в 2016 вырос до 4,34 балла, что является самой высокой оценкой за все время. При оценке учитывается состояние российских аэропортов, телекоммуникации, электросетей, системы теплоснабжения, железных дорог, газоснабжения, систем водоснабжения и водоотведения и банковской системы.
Исследование "Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России" проводится с 2011 года. Полученные результаты отражают срез мнений участников рынка о состоянии предпринимательского климата в России. Компании-участники опроса работают в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность, энергетика, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, финансовые услуги, недвижимость, сельское и лесное хозяйство, образование, здравоохранение и социальные услуги.