Масштабное благоустройство улиц в Москве вскрыло проблему, о которой вроде бы все знали, но не придавали слишком большого значения. Ремонтные работы являются очень серьезным препятствием для работы летних кафе, веранд и уличных точек общепита. Для кого-то перекрытие пешеходной зоны грозит серьезным оттоком клиентов, а кому-то и вовсе простоем, угрожающим самому существованию бизнеса. С московских улиц уже исчезли многие летние террасы. По данным администрации Центрального округа Москвы, работает лишь 47% от их общего числа. По этому поводу глава Федерации рестораторов и отельеров говорил в интервью ТАСС: "Там, где улицы перекрыли, где работают машины, которые снимают асфальт, — кто там захочет сидеть?" Даже в парках киоски с едой на вынос не имеют гарантий от незапланированного закрытия. Не удивительно, что убытки касаются только рестораторов, а различные магазины не переживают такого сильного оттока клиентов.

Что ж, скажем спасибо московским властям за повод поднять тему, и вспомним, что такие проблемы возникали всегда, и не только в России.

Мэр Москвы Собянин назвал ремонт улиц по частям садизмом. Так что в столице реконструкция улиц идет сплошным фронтом на несколько кварталов. В Новосибирске же ремонтники пошли по иному пути. Дорожки Центрального парка этого города перекрывались точечно и с перерывами. Из более, чем десяти киосков с хот-догами, кофе, и фалафелями, закрывались лишь несколько расположенных вдоль небольшого участка аллеи. Но зато они вынуждены были брать один выходной через каждые вторые сутки. По словам владельца одного из таких киосков, «это приносило убытки, да и аренду никто не снижал». Предприятия такого формата в среднем теряют от трети процентов до половины месячной прибыли.

В прошлом году в канадском Монреале произошел скандал из-за путаницы в планах мэрии по ремонту тротуара. Владельцы бизнесов, в том числе ресторанов, потребовали отменить работы в разгар туристического сезона, когда они делали большую часть своей годовой выручки. Закрытие прохода стоило некоторым предприятиям потери восьмидесяти процентов от ожидаемой прибыли и, как следствие, проблемам с уплатой аренды. Это тоже эпизод борьбы коммунальщиков и рестораторов.

Montreal Gazette выражала удивление по поводу того, что ремонтируют тротуары, находящиеся в отличном состоянии.

А какие баталии должны разворачиваться в Париже, где двенадцать тысяч летних террас против московских двух с небольшим тысяч. С уличной едой там то же самое — купить её можно во многих крошечных забегаловках. Секрет этого города в том, что ремонт улиц никогда не бывает внезапным для парижан.

Даже упомянутая история из Монреаля была связана не с тем, что улицы в принципе ремонтировали, а с тем, что малый бизнес исторического центра узнал об этом только во время начала работ.

В Париже такое не пройдет. Рестораторы внимательно следят за планами городских властей и на долгое время вперед планируют работу своих заведений. Когда строительная пыль и шум отбойных молотков не дают работать, можно сделать такие вещи, которые не выполнить с большим количеством посетителей. Часто можно увидеть, что одновременно с ремонтом тротуара обновляют и прилегающие рестораны. А кто-то просто ненадолго закрывает кафе, очень заранее просчитав убытки от простоя. Проще говоря, зная о готовящемся ремонте можно даже не планировать расширение мест за счет улицы. К тому же отличительная черта российских террас — возведение деревянных конструкций над тротуаром — требуют отбить вложения. Как же заранее, за год, а то и больше, знать о готовящемся?

Про такие города, как Париж, все ясно. Там при департаменте дорог и транспорта мэрии существует децентрализована сеть организаций, которые работают только в одном районе, и за ее планами легко уследить с помощью официальных документов и сайта. Кроме того, для всех парижан на тротуарах есть подсказки — на каждом участке дорожного покрытия выбит год его укладки, так что даже открывая ресторан все можно просчитать. В России чуть посложнее.

Возьмем, к примеру, Санкт-Петербург, где при городском правительстве есть подведомственная "Дирекция транспортного строительства". Она опубликовала адресный список запланированных работ на 2013-2017. Его недостаток в том, что точные даты работ по каждому участку неизвестны и для уточнения придется их доставать звонками. Во всяком случае видно, если возле вас будут что-то ремонтировать в 2016 или 2017 году, об этом можно узнать из документа, опубликованного на сайте дирекции. Более точную информацию можно искать в новостях сайта администрации города в разделе Комитета по градостроительству и архитектуре. Например, в сентябре 2016 года было принято решение проводить реконструкцию Большой Морской улицы в 2017 году.

С Москвой похожая история: несмотря на разрекламированность программы "Моя улица", все еще неизвестно, какие именно улицы будут реконструированный в следующем году. Известно лишь то, что объемы будут теми же, что и в 2016. Интересен выход, который нашли владельцы арбатских кафешек. Они превратили перетяжки ремонтников в свои рекламные баннеры с текстами вроде "Чтоб по стройке на шагать, можно в "Лакки" переждать". Но кажется, что подготовиться заранее — надёжней. В других городах России нужно выполнять аналогичные действия: запрашивать в профильном департаменте муниципальных властей соответствующие документы. Благо, если они уже размещены в интернете.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar