Мировые ритейлеры больше не считают Украину привлекательной для инвестирования. Оказавшись в 2006 году на четвертом месте в списке самых привлекательных регионов по версии консалтинговой компании A.T. Kearney, в этом году страна не вошла даже в тридцатку. Улучшения нынешней ситуации можно ожидать лишь после смягчения условий кредитования и повышения платежеспособности населения, отмечают эксперты.

Отчет международной консалтинговой компании A.T. Kearney "Индекс развития глобального ритейла-2010" составляется по данным опроса крупнейших мировых компаний с 2002 года. Он публикуется раз в год и содержит список 30 наиболее привлекательных стран для инвестиций в розничный бизнес. В последний отчет, опубликованный в начале прошлой недели, Украина впервые за последние семь лет не вошла.

Наилучшим результатом Украины было четвертое место в списке A.T. Kearney в 2006 году. В 2007 году страна была на пятом месте, а в 2008-2009 годах из-за последствий мирового финансово-экономического кризиса сразу опустилась на 17-е. Невысокую привлекательность Украины в последние годы эксперты A.T. Kearney объясняли плохой инфраструктурой, излишней бюрократизацией, политической нестабильностью и высокой инфляцией. Но тогда в отчете все равно отмечалось, что страна достойна внимания инвесторов, особенно тех, кто имеет бизнес в России, а также непищевого ритейла.

В этом году лидером рейтинга стал Китай, вернувшийся на эту позицию спустя восемь лет. Привлекательными считаются и остальные страны БРИК (см. таблицу). Возрос интерес к Кувейту, Уругваю, Албании и Македонии. "Слабые темпы роста, сильная конкуренция и снижающаяся лояльность потребителей в развитых странах привели к тому, что крупные торговые операторы обратили еще большее внимание на глобальную экспансию",– приводятся в отчете слова партнера A.T. Kearney Мирко Варшуна. Восточная Европа не потеряла своей привлекательности для мирового ритейла, однако единой стратегии для экспансии в этом регионе нет. "Особым вызовом для торговых компаний, планирующих выход на рынок Юго-Восточной Европы, станет разработка индивидуальной стратегии для каждой страны",– отмечает господин Варшун.

Отсутствие Украины в списке эксперты объясняют падением покупательского спроса. "Весь 2009 год розничный рынок Украины показывал падение. I квартал этого года тоже не принес положительных результатов",– говорит аналитик ИК Dragon Capital Тамара Левченко. По данным Госкомстата, в 2009 году розничный товарооборот в Украине составил 229,9 млрд грн, что на 20,6% меньше, чем в 2008 году. В I квартале объем розничного товарооборота в сравнительных ценах снизился на 3,1% – до 55,3 млрд грн. По словам директора департамента торговой недвижимости Colliers International в Украине Натальи Кравец, немалую роль сыграли также слабое развитие и закрытость рынка торговой недвижимости. "Последние три года, несмотря на то что Украина была в первой и второй десятках списка, глобальные ритейлеры так и не реализовали свои планы по развитию в нашей стране",– поясняет госпожа Кравец. "В следующем году ситуация будет меняться, но объемы торговли вряд ли достигнут уровня 2008 года, так как нет оснований ожидать значительного роста доходов населения и оживления рынка кредитования",– прогнозирует госпожа Левченко.

Топ-10 перспективных стран для развития ритейла-2010

Страна Место в 2010
году
Место в 2009
году
Китай 1 3
Кувейт 2
Индия 3 1
Саудовская
Аравия
4 3
Бразилия 5 8
Чили 6 7
ОАЭ 7 4
Уругвай 8
Перу 9 18
Россия 10 2

Источник: A.Т. Kearney Global Retail Development

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments