Правительство хочет узаконить жесткий механизм контроля над алкогольной отраслью. И хотя сотрудники Государственной налоговой службы (ГНС) и сейчас требуют от производителей указывать в товарно-транспортной накладной дату выезда с акцизного склада и показатель спидометра транспортного средства при отгрузке спирта, эти полномочия налоговиков могут быть оспорены, пока не будут закреплены в Налоговом кодексе.
Кабинет министров сегодня утвердил проект изменений в Налоговый кодекс, которым расширяются полномочия налоговиков на акцизных складах. Новый регламент предусматривает, что не только при ввозе, но и при вывозе спирта сотрудники ГНС должны делать дополнительную отметку на товарно-транспортной накладной (ТТН) и фиксировать время и показатели спидометра транспортного средства. Данная процедура уже действует при отгрузке водки и ликеро-водочных изделий. Транспортировка товара без таких отметок запрещена. Обязательной для налоговиков станет отметка в контрольном журнале отгрузки спирта. Справку об отгрузке сырья с помощью средств факсимильной связи необходимо будет отправлять в налоговый орган покупателя спирта в течение одного рабочего дня, а не трех.
Эти меры должны усилить контроль над оборотом спирта и снизить объемы теневого рынка, которые, по данным ГНС, уменьшились с 20% до 5–6%. В пресс-службе Министерства доходов и сборов говорят, что предложенные нормы фактически узаконивают то, что осуществляют контролирующие органы на акцизных складах. Однако пока это не будет сделано, любой производитель алкоголя имеет возможность оспорить требования и действия сотрудников ГНС в суде, поскольку и предприятия, и сотрудники ГНС должны руководствоваться исключительно Налоговым кодексом.
Кроме того, ТТН, выдаваемые при вывозе спирта, должны будут регистрироваться в едином реестре. Впрочем, он пока еще не создан, хотя парламент разрешил его сформировать еще в ноябре. Минфин сейчас согласовывает проект порядка ведения реестра Министерством агрополитики и продовольствия. По информации “Ъ”, на него претендует Миндоходов.
Производители опасаются, что ведение реестра будет платным, так как на платной основе осуществлялось получение бумажных ТТН. По словам одного из производителей, комплект из 4 ТТН стоит около 6 грн, а в целом отрасль на их закупку тратит в год в среднем около 30 млн грн. «То есть, таким образом вводится скрытый дополнительный налог»,— добавляет участник рынка. В пресс-службе Миндоходов утверждают, что внесение данных в реестр будет бесплатным по аналогии с ведением электронного реестра налоговых накладных. Параллельно будет разрешено пользоваться бумажными ТТН. «В проекте конкретно это не прописано, значит, будет возможность все-таки ввести плату»,— отмечает еще один представитель алкогольного бизнеса.
Кроме того, представители предприятий указывают на то, что изменить данные в накладной после внесения ее в реестр уже будет невозможно: «А если ДТП по дороге и машина задержалась, а если человеческий фактор и в фамилии водителя или в ассортименте продукции допущена ошибка? Нужно и это учитывать. Поэтому важный момент — это не показатель спидометра или время выезда-въезда, а невозможность исправлять ошибки».