iOne начинает серию публикаций о внедрениях корпоративных систем SAP в компаниях с оборотом до 300 млн евро в год. на сеть "Уютерра", объединяющую 77 гипермаркетов в 28 регионах, выбор ERP-системы повлиял решающим образом.

Поддержка роста

"Уютерра" выросла из магазинов под торговым знаком "СГ центр", первый из которых открылся в 2004 году в Липецке. Компания "Планета строй", развивающая эту сеть, за следующие три года открыла 18 магазинов в девяти регионах центральной части России. И в августе 2007 года сменила название "СГ центр" на более привлекательное и понятное — "Уютерра". Помимо географической распределенности компания отличается также широким ассортиментом продукции. В "Уютерре" продается более 25 тыс. товаров: от посуды, часов, светильников до сувениров, канцелярии, бытовой химии. Все это представлено в довольно больших по площади гипермаркетах — от 600 до 4 тыс. кв. м. Товары распространяются по торговой сети через два собственных распределительных центра в Липецке. В компании на сегодняшний день работают более 3 тыс. сотрудников. Выручка за 2010 год составила 5,8 млрд руб.

В 2009 году в "Уютерре" решили, что для эффективного руководства магазинами и, самое главное, для поддержания роста требуется мощный инструмент управления. Бизнес развивался и продолжает развиваться стремительно. Нагрузка на существующие системы растет. Многие процессы на тот момент попросту не были автоматизированы. Кроме того, чтобы действенно управлять компанией, необходимы были инструменты для более глубокой и комплексной аналитики, которые опирались бы на консолидированные сведения по всему предприятию. Старая платформа имела несколько технологических ограничений, плохо масштабировалась, поддерживала недостаточно надежные механизмы обмена информацией, не умела оперировать консолидированными данными, не обладала необходимым функционалом.

Менеджмент принял решение создать новую информационную систему управления бизнесом, которая должна быть интегрированной, поддерживать рост компании, способствовать улучшению основных показателей бизнеса, обеспечивать полноту сведений для принятия решений. Также требовались инструменты для более оперативного и достоверного бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Кроме автоматизации управления ресурсами, необходимо было автоматизировать закупки и распределение товаров, управление ассортиментом и ценообразованием, запасами магазинов и распределительных центров, взаимодействие с поставщиками. А также финансовое управление, бюджетирование, управленческий, бухгалтерский и налоговый учет и пр.

Ожидалось, что новая платформа будет надежной, производительной и масштабируемой. После изучения представленных на рынке продуктов выбор остановили на SAP for Retail, а точнее, на пакетированном решении — Norbit for Retail. Это продукт компании "Норбит", который представляет собой комплексную систему управления розничным бизнесом на основе программных приложений SAP ERP, интеграционной платформы SAP NetWeaver PI, решения для управления данными о продажах SAP POS DM, аналитического пакета SAP BI. Заказчик отдал предпочтение этому продукту, поскольку он создан специально для ритейлеров и учитывает все особенности этого бизнеса. Система подошла по требованиям к уровню надежности, доступности и возможностям интеграции с внешними информационными ресурсами "Уютерры". Кроме того, SAP — зрелая технологическая платформа, хорошо масштабируемая, с широким функционалом, прозрачной методологией внедрения, развитыми механизмами объединения.

Плодотворный год

Внедрение производилось с помощью специалистов "Норбита" и заняло девять месяцев — с июля 2009-го по апрель 2010 года. Сегодня система охватывает три ключевых блока бизнес-процессов: финансы, логистику и аналитическую отчетность. Логистическая часть ERP помогает компании эффективно прогнозировать потребности в товарах, планировать и осуществлять закупки, распределять продукцию по торговым точкам, управлять ассортиментом, ценообразованием и запасами и даже подсказывает, когда нужно проводить рекламные акции.

Финансовый блок системы SAP for Retail дает инструменты для финансового управления компанией, ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета, управления движением денежных средств, наличности, а также кредитами и займами ритейлера.

Благодаря SAP BI менеджеры теперь имеют доступ к аналитическим отчетам, которые автоматически создает система. К примеру, сведения по чекам обновляются ежедневно. Есть возможность ретроспективного анализа продаж начиная с 2008 года. Компания использует десяток уникальных отчетов, помимо тех, что имеются в пакетированном решении. В частности, настроен отчет Out of Stock (отсутствующие в наличии товары).

Все это позволяет оперативно оценивать доход компании, план / факт товарооборота, анализировать оборачиваемость запасов и результативность рекламных акций, вести рейтинг магазинов.

Александр Селиверстов, первый заместитель генерального директора торговой сети "Уютерра", рассказывает: "Для нас SAP for Retail — не только средство обработки возрастающего объема данных, но и инструмент вывода компании на новый уровень за счет решения насущных бизнес-задач: стандартизации управления ассортиментами, автоматического планирования пополнения запасов и заказов поставщикам, электронного обмена документами с поставщиками, организации точного и оперативного управленческого и складского учета и др.".

Интеграция в действии

SAP ERP была интегрирована с системой управления складом Infor WM, системой документооборота магазинов собственной разработки (H70), которая непосредственно взаимодействует с кассовыми терминалами. Также в ходе проекта была внедрена система электронного документооборота с поставщиками, настроен обмен SAP ERP с платежной программой "Клиент-банк" и системой "1С: Зарплата и управление персоналом".

Игорь Межов, директор по информационным технологиям и операциям торговой сети, говорит: "Одновременное внедрение SAP for Retail, Infor WM и Н70 в "Уютерре" затронуло практически все составляющие нашего бизнеса. Несмотря на существенный объем проекта, нам удалось в срок запустить систему в эксплуатацию и остаться в рамках предварительных оценок бюджета. Конечно, многое еще предстоит сделать, но "точка невозврата" в апреле-мае 2010 года пройдена, и точно можно сказать, что окончательный переход произошел. Важными факторами успеха перехода на новую информационную систему стали тесная совместная работа проектных команд, постоянный интерес и поддержка со стороны руководства обеих компаний. Применялась методика пакетированного внедрения, которую предложил и реализовал "Норбит", благодаря чему мы смогли сравнительно быстро адаптировать предложенное отраслевое решение под особенности нашего бизнеса".

В августе текущего года компания подвела первые итоги внедрения ERP. За это время в значительной степени удалось оптимизировать товарную логистику, поднять эффективность финансового управления.

ИТ-инфраструктура компании в целом теперь демонстрирует более высокий уровень надежности и доступности, интеграционные процессы протекают автоматически в режиме, близком к реальному времени, централизация упрощает поддержку, время реакции системы сократилось.

Улучшились и основные показатели бизнеса. Так, в сеть добавились шесть новых магазинов, выручка увеличилась на 25%, торговые площади расширились на 24%, сумма среднего чека подросла на 6%. Сегодня системой пользуются 155 сотрудников компании. Это представители центрального офиса: бухгалтеры, финансисты, логисты, контрольно-ревизионный и коммерческий отделы и, конечно, топ-менеджеры. Представители "Уютерры" отмечают, что скорость принятия управленческих решений значительно выросла, кроме того, они стали более обоснованными благодаря использованию мощных аналитических инструментов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments