Ежегодно в конце ноября в США проходит день больших скидок, который называют "черной пятницей". О том, почему подобная акция не проводится в России и возможно ли ее организовать в Приморье, РИА Новости рассказали представители крупных сетевых магазинов Дальнего Востока.
Каждый год после Дня благодарения в США наступает "черная пятница" — день глобальных повсеместных скидок, с которого начинается сезон рождественских распродаж. В "черную пятницу" многие магазины открываются в полночь и предоставляют скидки на свои товары в размере до 80%. Основной поток покупателей устремляется в центры продаж техники, парфюмерии, одежды и автомобилей.
У нас весь декабрь — "черный"
Как рассказал РИА Новости руководитель отдела маркетинга и рекламы дальневосточной сети магазинов "Домотехника" Максим Шатыро, поскольку в России нет Дня благодарения и традиционного для большинства англоязычных стран предрождественского сезона, жесткой временной привязки "черной пятницы" к определенному дню, как в США, у нас быть не может.
"Но, думаю, все идет к тому, что эта практика приживется и в нашей стране, в Приморье в частности. В России аналогом "черной пятницы", но более растянутым по времени, можно назвать весь декабрь. Перед Новым годом распродажи устраивает значительная часть торговых сетей и магазинов, продающих электронику и бытовую технику", — сказал собеседник агентства.
По его словам, товары данных групп, согласно опросам последних лет, стабильно входят в пятерку популярнейших у россиян новогодних подарков, и расходы на них ежегодно растут. Поэтому ряд сетевиков периодически устраивает "счастливые" часы в вечернее время или в выходные, когда скидки достигают 70%.
"В России произошло смешение понятий "черная пятница", которая проходит в розничных сетях, и "киберпонедельник", который проводят многие онлайн-магазины. Если и устраивать "черную пятницу" как аналог западной акции, то это можно делать несколько раз: например, в начале февраля — после того, как уляжется новогодний ажиотаж, накануне Дня всех влюбленных, 23 февраля и 8 марта", -пояснил собеседник агентства.
Большие скидки ведут к убыткам
"Черной пятницы" в России, а тем более в Приморском крае быть не может из-за высокой стоимости аренды торговых площадей, рассказал РИА Новости генеральный директор приморской сети магазинов парфюмерии и косметики "Чудодей" Алексей Бобков.
"У нас не празднуется католическое Рождество, поэтому нет привязки к такому глобальному празднику, а если организовать аналог "черной пятницы" перед традиционными российскими праздниками, то магазины будут работать в убыток. Сегодня стоимость аренды помещений просто огромная, и если бы не было таких праздников, как 8 Марта и Новый год, то многие продавцы просто не вылезали бы из долгов", — отметил Бобков.
По его словам, на сегодняшний день давать покупателям предпраздничные скидки могут позволить себе только те магазины, которые имеют торговые площади в собственности, но для Приморья это — большая редкость.
Вместо "черной пятницы" — "черное накануне"
По мнению PR-менеджера сети магазинов бытовой техники "В-Лазер" в Приморском крае Юлии Шевченко, "черная пятница" — явление, которое можно назвать исключительно "заморским", так как в России просто не существует дня, когда все компании одновременно готовы предоставить максимальные скидки.
"У нас каждый сам себе на уме. Но к праздникам все пытаются привлечь клиентов наиболее выгодными предложениями, так как крупные компании могут позволить себе делать скидки. При этом понижение стоимости ведет к повышению оборота. И вместе с тем это неизбежно ведет к понижению получаемой прибыли.
В праздничной суете с полок сметается все, при этом цены остаются высокими, и только елки дешевеют к 31 декабря", — сказала Шевченко.
По ее словам, появление "черной пятницы" у нас невозможно также из-за того, что обычно мы совершенно не торопимся с покупкой подарков, а в последний день готовы платить любые деньги, чтобы только порадовать близких. И магазины этим пользуются.
"Да, "черной пятницы" в нашей стране нет, зато есть предпраздничные дни, наполненные разными акциями и выгодными предложениями", — отметила собеседница.
У автоторговли свои резоны
Руководитель отдела маркетинга автохолдинга "Сумотори" Вероника Повалий рассказала РИА Новости, что, хотя большие скидки смогли бы привлечь покупателей, автодилеры не проводят подобные акции без необходимости.
"Как правило, скидки в автомобильном сегменте предоставляются только в ряде случаев. Например, в целях стимуляции спроса на модели прошлого года, если в январе-феврале планируется масштабный завоз новых моделей, либо для привлечения трафика в связи с появлением новой услуги или партнерской программы, например, банка и автодилера. Но, по большому счету, когда дилеры планируют предоставлять скидки, они не опираются на праздники", — объяснила собеседница.
По ее словам, автомобили для россиян, а особенно для приморцев, у которых доходы чаще всего невысоки, — это не совсем те товары, которые люди покупают к праздникам. Это серьезное дорогое приобретение, к которому подходят продуманно и взвешенно, поэтому организация "черной пятницы" автодилерами Приморья сомнительна.