Таку Морикава, с июня 2011 г. возглавлявший российское представительство Uniqlo, с 10 марта 2013 г. занял пост директора по продажам Uniqlo Япония (управляет более 800 магазинами). Как сообщили Retailer.RU в компании, повышение по должности топ-менеджера в связи с «успешными показателями роста» компании в России, однако конкретных цифр ритейлер не раскрывает.
Новым генеральным директором в России назначен Сасаки Ватару, ранее занимавший позицию менеджера по корпоративному планированию Fast Retailing, управляющей сетью Uniqlo.
Uniqlo вышла на российский рынок весной 2010 г. Первый год работы оказался для японского ритейлера неудачным. Компания запустила всего три объекта — вТРЦ «Атриум», в ТРЦ «Мега Белая Дача» и ТРЦ «Афимолл сити», причем последний был спустя некторое время закрыт из-за разногласий с арендодателем. Также компания "промахнулась" с ассортиментом. Если в других странах присутсвия компании, на одежду спокойных цветов приходится более двух третей продаж сети, то в России востребованы оказались более модные вещи ярких цветов.
После прихода Таку Морикавы на должность генерального директора, ритейлер скорректировал позиционирование своей сети в России, увеличив долю «модных» вещей в ассортименте. «Основу нашей матрицы продолжают составлять базовые вещи в характерном стиле Uniqlo, однако мы добавили несколько капсульных коллекций с более яркими моделями», — отметил топ-менеджер в ходе «Retailer Congress 2012. Торговая недвижимость».
Также компания заявила о возобновлении экспансии. Всего к 2017 г. компания планирует открыть 10 торговых точек площадью 1000-1200 кв м. в российских городах-миллионниках. В 2013 г. ритейлер намерен запускать магазины только в Москве, однако точного количества объектов и названия локаций в компании не сообщают.
Таку Морикава начинал свою карьеру в рекламном агентстве I・Ti・Pa, где проработал с апреля 1998 г. по июль 2000. В сентябре 2000 г. присоединился к компании Fast Retailing, развивающей сеть Uniqlo. С 2001 г. по 2004 г. работал в качестве управляющего магазина в городе Фудзисава, с 2004 г. по 2006 г. занимал должность супервайзера семи магазинов, с 2006 г. по 2008 г. был ведущим блока из 60 магазинов. В марте 2008 г. Таку Морикова был назначен директором по Восточной Японии, в 2009 г. возглавил дирекцию продуктов и распределения. В марте 2010 г. занял пост заместителя генерального директора, в июне 2011 г. стал генеральным директором компании в России. В марте 2013 г. назначен директором по продажам Uniqlo Япония
Сасаки Ватару окончил бакалавриат Университета Токио в 1997 г. по специальности «Экономика». C 2000 г. по 2005 г. работал на позиции помощника менеджера в Automotive related company. В Uniqlo пришел в 2007 г. на должность менеджера по отношениям с инвесторами, с марта 2012 г. занимал должность менеджера по корпоративному планированию. В марте 2013 г. назначен на пост генерального директора Российского подразделения. Владеет японским, английским и немецким языками.
Пока о начале новой страницы развития Uniqlo в России говорить рано, говорит Дарья Ядерная. «Пока в России работают только два магазина, и тот факт, что Uniqlo не инвестирует в дальнейшее развитие, фактически означает, что долю рынка он уступает конкурентам — в том числе и российским компаниям — Oodji, Incity, Kira Plastinina, Sela, Incity»,- отмечает эксперт.
Выручку ритейлера в России по итогам 2012 г. Дарья Ядерная оценивает в $12,5 млн, что примерно на 12% меньше, чем в прошлом году. «Коэффициент конверсии составляет 13% в среднем для двух магазинов по сети, тогда как для наиболее успешных марок — H&M, Zara, Bershka, Oodji, Incity — он колеблется от 40 до 60% в зависимости от сезона», — добавила эксперт.
По ее словам, главным фактором, сдерживающим развитие Uniqlo в России, является отсутствие подходящих торговых площадей (формат ритейлера около 1000 кв. м). Кроме того, заходить в рискованные проекты японский ритейлер опасается из-за неудачи с «Афимоллом», из которого Uniqlo была вынуждена уйти, заплатив при этом штраф, добавляет Дарья Ядерная.
По мнению Анны Петровой, генерального директора компании Concept Club (сети Concept Club и Acoola), ритейлер медлит с открытием новых торговых точек из-за того, что пока не получил эффекта от произошедших изменений в ассортименте. «Не имеет смысла открывать убыточные магазины», — отмечает топ-менеджер.
Впрочем, сама концепция японского ритейлера имеет в России шансы на успех, уверена Анна Петрова. «Uniqlo делает упор на качество, а японское качество всегда ценилось в нашей стране. Да, у нас люди предпочитают более нарядные вещи, чем те, которые составляют базовый ассортимент Uniqlo. Но благодаря грамотному позиционированию ритейлер вполне может найти свою нишу», — пояснила спикер.
Справка
Первый магазин Uniqlо был запущен в 1984 г. в Хиросиме, Япония. Выход на мировой рынок компания начала с 2001 г. На сегодняшний день 1206 магазинов Uniqlo работают в 13 странах. В январе 2013 г. компания Fast Retailing, управляющая сетью, поднял прогноз операционной прибыли на весь текущий финансовый год, который окончится в августе, до 147,5 млрд иен ($1,68 млрд).