В первом квартале 2017 года индекс потребительской уверенности Sberbank CIB вырос до минус 10%, что стало лучшим результатом с 2015 года. Аналитики объясняют положительную динамику низкой инфляцией и укреплением рубля. Ранее о выходе потребительских настроений россиян из негативной зоны сообщали и другие исследователи.

По итогам первого квартала 2017 года индекс потребительской уверенности россиян вырос до минус 10%, что стало лучшим значением с 2015 года, говорится во вчерашнем обзоре Sberbank CIB. В четвертом квартале 2016 года показатель снизился на 1 процентный пункт (п. п.), до минус 16%. Для сравнения: наиболее высокий уровень потребительской уверенности за последние четыре года Sberbank CIB фиксировал во втором квартале 2014 года (минус 6%).

Положительная поквартальная динамика затронула все компоненты индекса, но наибольшее изменение коснулось оценки национального благосостояния, указывают аналитики Sberbank CIB. Относительно первого квартала 2016 года этот показатель вырос на 26 п. п.— до минус 14%. Уровень оценки личного благосостояния за тот же период вырос на 11 п. п.— до минус 18%, условия для совершения крупных покупок улучшились на 6 п. п.— до минус 25%. Изменение индекса в Sberbank CIB объясняют низкой инфляцией и укреплением рубля. По данным Росстата, потребительские цены в феврале 2017 года выросли на 0,2%, в марте — на 0,1%. Минэкономики ожидает снижение годовой инфляции в апреле относительно марта на 0,1 п. п.— до 4,2%. По мнению старшего научного сотрудника Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Вадима Новикова, положительно на потребительской уверенности также могло сказаться снижение потока негативных новостей, прежде всего с международного направления.

По оценкам Sberbank CIB, доля россиян, стремящихся покупать более дешевые товары, за первый квартала 2017 года снизилась на 1 п. п.— до 70%. Основная часть расходов по-прежнему приходится на продукты (37,7% доходов), но за год эта доля сократилась на 0,6 п. п. Доля трат на одежду и путешествия за год снизилась на 0,1 п. п.— до 9,5% и 4,9% соответственно, тогда как доля расходов на товары для дома выросла на 1,1 п. п.— до 6,2%. Изменения можно отчасти объяснить различной динамикой инфляции цен в соответствующих категориях, а также агрессивными маркетинговыми кампаниями food-ритейлеров, что приводило даже к снижению цен на ряд продуктов в сравнении год к году, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По данным Росстата, цены на продукты в первом квартале 2017 года выросли на 3,8% год к году, а на непродовольственные товары — на 5,7%.

В структуре покупок жителей крупных городов начался процесс увеличения доли товаров с лучшими потребительскими характеристиками, хотя средний чек у большинства сетей практически не рос, добавляет гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. В X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") средний чек в первом квартале 2017 года вырос на 0,5%, до 391 руб., в "Магните" — на 0,14%, в супермаркетах "Лента" средний чек сократился на 3,3%, до 590 руб., следует из отчетности ритейлеров.

Хотя доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, за январь—март 2017 года выросла на 1 п. п.— до 45%, ритейлеры уже снижают интенсивность таких мероприятий, отмечают аналитики Sberbank CIB. "Сети перешли к повышению эффективности промо и скидок. Так, X5 внедряет комплексную систему прогнозирования продаж и готовит запуск программы лояльности",— соглашается господин Бурмистров. В "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория" и "Мегамарт") указывают, что большинство потребителей по-прежнему воздерживается от спонтанных покупок и подходят к потреблению рационально.

Положительную динамику индекса потребительской уверенности фиксирует и GfK. По данным мартовского исследования компании, в первом квартале 2017 года индекс потребительских настроений достиг 100 пунктов — показателя, разделяющего негативную и позитивную зону оценки респондентами ситуации в экономике и собственных финансах.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments