Какие только идеи не делают людей миллионерами! Синтаро Цудзи признается, что разбогател на бизнесе, который позволяет укреплять… дружбу. В середине 70-х гг. он проанализировал, что людям не хватает милых подарков, которые они могли бы дарить друг другу, и придумал несколько прославивших его на весь мир персонажей, главный из которых — очаровательная белая кошечка Kitty

 Всего Цудзи придумал около 450 персонажей, которые создали ему бизнес с оборотом $770 млн. Основанная им компания Sanrio производит поздравительные открытки и различные сувениры с принадлежащими ей героями, а также активно торгует франшизой на их изображение на всем, что только возможно, — от полотенец до тостеров.

Сам Цудзи носит галстук, наручные часы и запонки с Hello Kitty. В остальном он выглядит сугубо официально: строгий пиджак, безупречно приглаженные волосы. Он родился в 1927 г. в г. Кофу префектуры Яманаси в зажиточной семье, занимавшейся ресторанным и гостиничным бизнесом. Когда Цудзи было 13 лет, его мать умерла от лейкемии. Воспитанием тинейджера занялись родственники, считавшие запугивание одним из лучших педагогических приемов. «У меня было трудное и одинокое детство», — признался Цудзи изданию The Japan Times online.

Вторая мировая война подходила к концу, когда Цудзи окончил школу: «Я писал любовную прозу. Но в те времена старшеклассникам это было непозволительно. На дворе стояла эпоха милитаризма <…> если бы я поступал на литературный факультет, меня немедленно призвали бы [в армию]!» В итоге в 1945 г. Цудзи начал изучать химию в технологическом колледже Kiryu (сейчас входит в Университет Гунмы). «В этой науке вы смешиваете один элемент с другим и — бум! — из этого рождается что-то новое. Я нашел в этом некую романтику», — рассказывал он.

Юный химик наладил с друзьями производство мыла, заменителя сахара, соевого соуса с усилителем вкуса глутаматом натрия и множество других вещей. «Когда я вернулся в родную Яманаси, денег у меня были полные карманы!» — с удовольствием вспоминает он. Но с бизнесом он завязал и устроился чиновником в местную префектуру. Через 11 лет Цудзи решил вернуться в бизнес.

Семья губернатора префектуры Яманаси, на которого до этого работал Цудзи, занималась производством ликеров, так что сначала по их настоянию Цудзи попробовал открыть магазин по продаже алкоголя в Токио. Это дело пришлось Цудзи не по душе: мало того что не пил, но и с трудом мог поднять коробку с десятком 1,8-литровых бутылей ликера. «Я подумал, что, если даже не могу носить продукт, которым должен торговать, мне не место в этом бизнесе». Он вернул губернатору лицензию на торговлю алкоголем. Это настолько того разгневало, что он запретил бывшему чиновнику въезжать на территорию префектуры Яманаси.

И тогда Цудзи решил продавать нечто большее, чем просто полезные в быту вещи. «Я задумался о бизнесе, который укрепляет дружбу. Это привело меня к идее подарков — они делают людей счастливее», — говорит он, признавая, что во многом на его выбор повлияли детские воспоминания. Цудзи отправился в школу, где учился его сын, и выяснил, что из 35 учеников подарки на день рождения получили всего трое, да и те — от своих матерей.

10 августа 1960 г. была основана Sanrio, которую Цудзи возглавляет уже полвека. В 1962 г. Цудзи выпустил свой первый персонаж — Клубничку. Клубничка красовалась на канцелярских принадлежностях, посуде и одежде, которые продавала Sanrio. В 1969 г. открылся «Клубничный магазин» в Сан-Франциско, а через два года магазин подарков компании появился в Токио. В конце 70-х Цудзи решил выяснить, какие образы эмоционально близки людям, не оставляют их равнодушными, проникая в душу и сердце. Он провел глобальное исследование по всему миру и выяснил, где зарыт клад. Оказалось, что любимые персонажи людей — животные, из них на первом месте собаки, кошки и медведи. Дикие животные (слоны, жирафы и т. д.) спросом не пользовались, как и птицы — за исключением сов. Насекомые тоже оказались в аутсайдерах, как и морские животные, включая рыб и дельфинов. Среди цветов лидерами оказались розы, фиалки и маргаритки.

Цудзи нанял 20 дизайнеров, вместе с которыми создал три персонажа — кошечку, медведя и кролика. Лучше всего распродается продукция с изображением кошки — Hello Kitty.

В 1975 г. вышло первое аниме компании — 28-минутный мультфильм Little Jumbo. Цудзи считает, что его персонажи успешны, так как несут в себе некое послание. У Hello Kitty, по его словам, есть три идеи: «Она kawaii [симпатична, очаровательна — япон.], так что нравится всем, она носит ленточку, а ленточка — это нечто, связывающее людей, некий знак дружбы. У Kitty нет рта, так что ей приходится брать вас за руку и помогать вам. Очарование, дружба, помощь друг другу — вот послания Hello Kitty».

Они же вполне отражают ценности самого Цудзи: Sanrio изо всех сил пытается избегать конфликтов, даже если другие зарабатывают на ее собственности, как это происходит с многочисленными китайскими подделками Hello Kitty. «Мы — дружелюбная компания, так что, даже если в Китае и процветает пиратство [нашей продукции], мы на это не обращаем внимания», — ранее говорил Цудзи.

Но такому миролюбию, кажется, приходит конец. Недавно Цудзи заявил, что Китай уже достаточно развился, может выпускать собственную продукцию и нести большую ответственность. По его словам, после окончания выставки «Экспо-2010» в Шанхае в октябре нынешнего года Sanrio начнет судебное преследование пиратов.

Персонажи Sanrio проникли во все страны земного шара. В прошлом году 24% продаж и более половины операционной прибыли компания получила за пределами Японии. Но китайцы — не единственные, кто подделывает продукцию Sanrio. Поэтому, несмотря на, казалось бы, грамотную бизнес-модель (наклеить Hello Kitty на какую-нибудь коробку для завтрака стоит копейки, но приносит неплохие деньги, тем более все авторские права защищены), компания с трудом зарабатывает. В этом году она ожидает операционную прибыль в $67 млн при выручке почти в $770 млн. Прогноз по чистой прибыли — $29,7 млн.

Впрочем, главная причина того, что Sanrio не приносит своим акционерам столько прибыли, сколько могла бы, в очередной идее ее основателя. На этот раз — убыточной. В 1990 и 1991 гг. Цудзи основал два тематических парка — Puroland и Harmonyland.

Puroland — дворец Hello Kitty в западном пригороде Токио. «В Puroland можно повстречаться с живой Hello Kitty, но этот проект приносит убытки», — признает Цудзи, замечая, что в следующем году из-за окончания 20-летнего срока амортизации парк принесет куда меньше потерь.

Он не соглашается закрыть оба парка, потому что «прибыль — это не только деньги». Цель Sanrio — не сделать ее акционеров богаче, говорит Цудзи: «Самое главное для нас — наши работники, на втором месте — партнеры-производители, затем клиенты, покупающие нашу продукцию, и потом — акционеры, именно в таком порядке расставлены наши приоритеты».

Цудзи презрительно относится к людям, для которых доходы значат больше, чем собственно то, чем они занимаются. «Я не получаю гигантской зарплаты, как американские финансисты, потому что для меня и моих партнеров на первом месте всегда стоит дружба — друг с другом и с окружающим», — говорит он.

Формально компанией руководит сын Синтаро Цудзи, но на деле именно основатель Sanrio до сих пор в свои 83 года полностью контролирует весь бизнес. Около 10.30 Цудзи завтракает и к полудню добирается до работы. Вечером просматривает отчеты из 40 важнейших магазинов компании. Они поступают до двух часов ночи, так что Цудзи часто ложится не раньше четырех утра. По средам и субботам Цудзи на своем автомобиле отправляется в Puroland. Сейчас офис Цудзи прямо источает дружелюбие. Он увешан красивыми открытками ручной работы, в которых каждый отдел компании поздравляет Цудзи с днем рождения или благодарит за выплату бонусов. «Даже когда я уйду из компании, надеюсь, что заложенные мной ценности дружбы, очарования и заботы друг о друге сохранятся», — говорит создатель Hello Kitty.

КНИГИ И ФИЛЬМЫ
Цудзи увлекается написанием книг для детей. В 2006 г. вышли его «Сказки глубины» — там мальчик, потерявший свою детскую любовь из-за тяжелой болезни, воссоединяется с ней благодаря помощи морской черепахи. А в 1978 г. кинолента «Кто такие Де Болты и где они взяли 19 детей», исполнительным продюсером которой был Цудзи, получила «Оскара» как лучший документальный фильм.

Sanrio
Производитель и продавец игрушек и аксессуаров
Финансовые показатели
(9 месяцев, закончившиеся 31 декабря 2009 г.):
выручка – 54,29 млрд иен ($588,5 млн),
чистая прибыль – 2,9 млрд иен ($31,4 млн).
Крупнейшие акционеры – японский производитель игрового оборудования Sega Sammy Holdings (13,98%), Конан Содзи (11,17%), Киёкава Содзи (7,7%).
Капитализация – $756,7 млн.
Компания основана в 1960 г. Основной бренд – Hello Kitty. Развивает сеть магазинов игрушек, подарков и аксессуаров, а также тематические парки и рестораны. Объединяет восемь дочерних компаний в Японии и 12 – за рубежом.

FT, 1.03.2010, в подготовке статьи участвовал Антон Осипов

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments