На московском рынке недорогой одежды и обуви объемом около 1 трлн рублей разворачивается борьба за торговый знак. Сеть "Смешные цены №1", насчитывающая более 60 магазинов, планирует серьезное расширение бизнеса. А перед этим намерена зарегистрировать собственный товарный знак, чтобы защищать его от конкурентов. Но в стране десятки магазинов с похожим названием, и "Смешные цены №1" — даже не крупнейшая такая сеть.
Сеть "Смешные цены №1" насчитывает в Москве и области 63 магазина общей площадью 23 тыс. кв. м. Сейчас компания ищет в столичном регионе помещения для новых точек площадью от 180 до 600 кв. м, до конца года она планирует открыть шесть новых магазинов.
С начала 2015 г. сеть открыла всего восемь новых магазинов. "Это связано с нестабильной финансовой ситуацией в стране и ростом цен на закупки, — пояснил директор по развитию компании Лев Тамбовский. — Сейчас мы поняли, как наша бизнес-модель работает в кризисной ситуации, и продолжаем активно развиваться".
Кроме того, сеть разрабатывает концепцию развития франчайзинга в регионах России. Она будет готова к следующему финансовому году, рассказал Лев Тамбовский. Подробнее о планах по экспансии в регионы он говорить отказался.
В некоторых регионах "Смешные цены №1" уже работают в тестовом режиме. Небольшие магазины площадью около 150 кв. м открыты во Владимире, Иваново и Твери. Однако они кардинально отличаются от основного формата сети, подчеркнули в компании.
"В наших московских магазинах кроме одежды и обуви продается также бытовая техника и постельное белье, а в этих трех — только одежда. Они были открыты для того, чтобы посмотреть, как на нас отреагирует народ в регионах", — заявил Лев Тамбовский, отметив, что регионы отличаются от Москвы уровнем зарплаты и покупательской способности.
На бытовую технику, постельное белье и аксессуары приходится примерно 10% ассортимента столичных магазинов "Смешные цены №1", все остальное — одежда и обувь. Техникой сеть начала торговать два года назад. В основном это мелкая бытовая техника недорогих брендов из Китая и Кореи, рассказал директор по развитию.
Свои финансовые показатели компания не раскрывает. По подсчетам аналитического отдела Retailer.RU, годовая выручка сети достигает примерно 2 млрд в год.
Другая московская сеть — "Смешные цены" — насчитывает более 200 магазинов в Москве и Подмосковье. Помимо одежды и обуви, компания продает бытовую химию, косметику, игрушки и аксессуары. Сеть также, как и ее конкурент, планирует масштабную экспансию в регионы. На сайте "Смешных цен" сказано, что планируется открытие магазинов в Петербурге, Казани, Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе и других городах России. Связаться с представителями компании не удалось.
Защитить доброе имя
Помешать планам обеих сетей по региональной экспансии могут местные одноименные сети с аналогичной линейкой товаров. Retailer.RU удалось найти разные сети магазинов одежды и обуви "Смешные цены" в Петербурге, Казани, Уфе, Омске и других городах.
В уфимской сети "Смешные цены" рассказали, что несколько лет назад в городе открылся магазин столичной компании с таким же названием. Однако полтора года назад москвичи закрыли точку из-за низкой рентабельности.
"Смешные цены №1" в ближайшее время намерены зарегистрировать собственный товарный знак, рассказал Retailer.RU источник, близкий к компании. По его словам, после регистрации знака сеть начнет переговоры со своим "тезками" о совместной работе или же будет отстаивать свои права на знак. Лев Тамбовский эту информацию комментировать отказался.
Не факт, что "Смешным ценам №1" удастся зарегистрировать собственный товарный знак, считает юрист бюро "Городисский и партнеры" Виктор Станковский.
"При регистрации товарного знака сейчас учитываются не только какие-то обязательные и формальные моменты, но и известность этого знака на рынке. Сейчас эксперты, прежде чем регистрировать какой-либо знак, элементарно проверяют его через Google или "Яндекс". И если они видят, что это название на рынке достаточно распространенное, то могут просто-напросто отказать в регистрации товарного знака, потому что это может ввести потребителя в заблуждение", — рассуждает он.
При этом, даже если компании удастся зарегистрировать товарный знак, вероятность отстоять на него свои права в суде крайне мала. По словам источника Retailer.RU, магазины "Смешные цены №1" зарегистрированы под разными юридическими лицами (одно из них — ИП Жорова). Виктор Станковский уверен, это только усугубит ситуацию: "Может дойти до того, что им самим придется доказывать, что это их магазины".
Кроме того, права московской сети на товарный знак могут быть аннулированы после первого же судебного рассмотрения их жалоб. "Фирмы, с которыми они будут судиться, могут подать ответную жалобу — и все", — говорит Виктор Станковский.
По словам старшего партнера юрфирмы "Дювернуа Лигал" Игоря Гущева, правообладатель товарного знака вправе требовать у других компаний, чтобы те прекратили работу под какой-то вывеской, если та совпадает до степени смешения с зарегистрированным им товарным знаком. В суде правооблагатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков, размер которых очень тяжело подтвердить, либо компенсации в размере до 5 млн рублей. Кроме того, правообладатель может обратиться в региональные отделения ФАС, которая обязана пресекать незаконное использование товарных знаков, как недобросовестную конкуренцию. В этом случае на нарушителей также налагаются штрафы — до 0,01 до 0,15 выручки.
"Если говорить про юридическую кампанию, которая будет проходить в масштабах всей страны, а магазины под вывеской "Смешные цены" есть во многих регионах и в большом количестве, то это довольно сложная задача. Если для обращения в ФАС достаточно грамотно составленных писем, а дальше антимонопольщики должны разбираться сами, то разбирательства в судах могут длиться долго и обойтись правообладателю в несколько миллионов рублей", — отмечает Гущев.
Время для развития
Конкуренцию "Смешным ценам" (и тем, и другим) в Петербурге, кроме одноименной сети, составят десятки магазинов недорогой одежды и обуви. Например, сеть "Ценопад", насчитывающая пять торговых точек. Появление на городском рынке новых игроков кардинально на расстановку сил не повлияет, рассуждает заместитель гендиректора "Ценопада" Надежда Тарасова. "Конечно, мы рассматриваем новых игроков как конкурентов, тем более, если у них такая большая сеть, но к их приходу мы готовы", — заявила она.
"Как и во время любого кризиса, сейчас освобождается много ниш, которые могут занять и обязательно займут другие игроки", — говорит директор по маркетингу торговой сети Familia Юлия Данилина. Проблем со свободными площадками в Москве и регионах сейчас нет, добавляет она. На планах самой Familia кризис, по словам Юлии Данилиной, не сказался. Компания по-прежнему намерена открыть до конца года 10–20 новых магазинов в зависимости от того, сколько удастся найти качественных площадок.
В уфимской сети "Смешные цены" (15 магазинов), напротив, говорят, что сейчас нет смысла развиваться, так как торговля в их регионе, по ощущениям ретейлера, упала в два раза. Компания пыталась выйти на рынок Челябинска, однако бизнес не пошел, и в прошлом году этот проект пришлось закрыть.
Руководители петербургских "Смешных цен" (около десяти магазинов в Петербурге и Ленобласти) тоже говорят, что в кризис расширяться стало тяжелее. "Если год назад мы могли без особых сложностей открыть новый магазин, то сейчас приходится закрывать точки в Ленобласти или переносить их в город", — заявили в компании.
Время для расширения сети сейчас вполне подходящее, не согласна Надежда Тарасова из "Ценопада": "Да, есть определенные финансовые сложности, но площадок свободных много". В самом "Ценопаде" расширяться планируют весной 2016 г. В задумках компании — открытие новых магазинов в Петербурге и выход в регионы, рассказала она. На сайте компании уже размещено объявление о продаже франшизы.