Со скандала может начаться открытие в субботу крупнейшего в городе мехового центра сети «Мехамания» (именно так позиционирует свой магазин сам ритейлер в рекламных роликах). Представители татарстанского производителя и одноименной сети «Мелиты» обратились в УФАС с жалобой на некорректную рекламу, утверждая, что крупнейший гипермаркет площадью 2,8 тыс. кв. метров принадлежит им. В ситуации разбирались журналисты «БИЗНЕС Online».
3 марта уральская сеть «Мехамания» намерена открыть в Казани самый крупный (по крайне мере, так заверяют в компании) в городе меховой центр. Гипермаркет расположится в торговом комплексе "Бэхетле" на Танковом кольце. В самой компании новость об открытии магазина комментировать отказались, видимо, здесь еще не освоили технологию работы со СМИ. Не стал комментировать новость и арендодатель — «Бахетле».
Известно, что в ТЦ «Бахетле» гипермаркет расположится на втором этаже, а средняя площадь гипермаркетов «Мехамании» — это чуть более тысячи кв. метров. Ранее сеть в Казани была представлена магазином на четвертом этаже торгового комплекса XL, но оттуда теперь он должен съехать. Участники рынка объясняют смену дислокацией рыночной стратегией игрока, который предпочитает большие площади по низким арендным ставкам.
А вот в отношении того, насколько удачно местоположение нового магазина, эксперты «БИЗНЕС Online» разошлись во мнении. Так, часть игроков считает, что, поскольку ТЦ «Бэхетле» расположен на выезде из города, то его основная аудитория — это люди, выезжающие за город. «Они едут на дачу, заезжают за продуктами и попутно при этом шубу не покупают», — говорит руководитель одной из сетей, представленной в Казани. Помимо этого предполагаются дополнительные расходы на рекламу и раскрутку нового места. «Место будет удачным, так как «Мехамания» — это такой брэнд, который работает сам на себя. Определенные граждане реагируют на определенные посылы через СМИ и идут за дешевизной. Дорогие товары здесь есть, но акцент позиции на дешевых вещах. Поэтому их покупатели ездят в любое место в городе, куда бы они ни сели», — считает Леонид Рахимов, генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент».
Если говорить об истории ритейлера, то штаб-квартира «Мехамании» располагается в Челябинске, где появился первый магазин под этим брендом в 2007 году. Сейчас сеть разрослась до девяти крупных магазинов в восьми городах России — это Уфа, Казань, Тюмень, Оренбург, Магнитогорск, Курган, Ижевск. Согласно данным СПАРК, сеть контролирует Екатерина Моноципова, а сама компания-оператор зарегистрирована в Чите.
Что интересно, реклама нового магазина не прошла незамеченной не только среди простых покупателей, но и среди конкурентов. Как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Мелиты» и одноименной сети меховых салонов Раис Гумеров, он даже пожаловался на уральцев в антимонопольную службу.
«Об открытии нового гипермаркета «Мехамании» слышали, в рекламе объявляется, что площадь составит более одной тысячи квадратных метров. Мы даже подали на них в ФАС за некорректную рекламу: «самый большой в Казани меховой магазин». У «Мелиты» один из магазинов расположен на площади 2,8 тысяч квадратных метров. Заявление в УФАС мы подали, оно зарегистрировано, и у нас есть входящий номер. Срок рассмотрения жалобы 30 дней, мы подали ее 20 февраля 2012 года. Она принята на рассмотрение и, в дальнейшем, для принятия решения», — заявил Гумеров.
В головном офисе «Мехамании» в Челябинске газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что не знают о заявлении, поданном «Мелитой» в УФАС. По словам представителя компании, ни «Мелита», ни УФАС в компанию не обращались, так что здесь прокомментировать претензии не могут. В УФАС РТ не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть факта обращения из-за нарушения рекламы.
Журналисты «БИЗНЕС Online» попросили экспертов оценить перспективы нового магазина и охарактеризовать рынок меховых изделий Казани.
Раис Гумеров — директор сети меховых салонов «Мелита»:
— Казань, наверное, один из самых насыщенных городов России в плане мехов. Мы работаем во многих регионах и видим, сколько там меховых магазинов. Равных Казани городов в этом плане нет, можно даже сказать, что Казань – меховая столица России в плане продаж. В городе расположено несколько сот меховых магазинов и точек.
Размещение меховых магазинов на больших площадях – это целесообразно. Сейчас торговля меховыми изделиями имеет тенденцию к концентрации на большие объемы. Не зря в XL рядом с «Мехаманией» стояли 8-9 точек. Так можно совместно давать рекламу, и покупателей приходит больше. Сейчас «Мехамания» оттуда уезжает, и остальным точкам, наверное, будет похуже.
Кто основные игроки на рынке? «Мелита» занимает примерно 20-25 процентов на рынке, остальные игроки – это просто продавцы, которые торгуют турецким, китайским и частично греческим товаром. Если не считать нас, то товар в других точках достаточно однороден. Наверное, его можно разделить на две группы. Первая группа – преимущественно мутон (овчина), это производство, как правило, Северного Кавказа (Кисловодск и т.д.). Вторая группа – это остальной товар из Китая (норковые изделия), Турции (кожа и дубленки), Греции (пушнина). Греческого товара совсем немного, около 5-10 процентов. Китайский товар идет под разные марки: и итальянские, и греческие.
Мурат Ахмеров — заместитель генерального директора ЗАО «УК «АС Менеджмент»:
— Открытие торговой точки в формате гипермаркета интересно тем, что на большей площади (чем больше площадь, тем меньше ставка аренды) можно разместить большее количество товарного ассортимента по низкой цене (экономия на аренде, административных издержках, персонале, логистике…), что и необходимо покупателю.
По моему мнению, расположение «Мехамании» в ТЦ «Бахетле» подобрано грамотно, так как целевой сегмент этих двух операторов один и тот же («выше среднего», «премиум»). Также этот ТЦ находится на выгодной территории. Во-первых, «Бахетле» расположен на стыке центрального Вахитовского и крупнейшего спального Приволжского районов. Во-вторых — на «вечерней стороне»: казанцам, едущим после работы, удобно заехать в него по дороге домой. Думаю, открытие второго магазина и в более крупном формате не случайно, видимо, у ритейлера есть положительный опыт работы в нашем регионе, и он заранее спрогнозировал объем рынка и взвесил все «за» и «против».
Мне нравится подход оператора к бизнесу – сезонная смена ассортимента товара, постоянное проведение распродаж и акций, наличие детской игровой комнаты. Учитывая врожденную страсть нашего народа к меховым изделиям и продуманную концепцию ритейлера, думаю бизнес у «Мехамании» будет успешным.
Леонид Рахимов — генеральный директор ЗАО «Инвест Девелопмент» (Дисконт-центр XL):
— Стратегия «Мехамании» такова, чтобы размещаться на больших площадях с низкой арендной ставкой. С высокой степенью уверенности скажу, что арендная ставка в «Бэхетле» — не больше 300 рублей. Это свидетельствует о маркетинговых проблемах самого торгового центра «Бахетле».
Но для «Мехамании» место будет удачным, так как это такой брэнд, который работает сам на себя. Определенные граждане реагируют на определенные посылы через СМИ и идут за дешевизной. Дорогие товары тоже есть, но акцент позиции — на дешевых вещах. Поэтому их покупатели ездят в любое место в городе, куда бы они ни сели.
В «Бэхетле» на втором этаже другие магазины были, но не смогли платить и эту низкую ставку. Этот торговый центр так расположен и сделан, что там работает только «Бэхетле». Жилья там рядом нет, лишь проезжающие мимо автомобили. Представьте, сколько было потрачено на строительство этого ТЦ и сколько от него получается прибыль. 300 рублей с 1 квадратного метра – этого едва хватает, чтобы заплатить за уборку снега, электричество, сантехникам…
Основные игроки казанского мехового рынка – это бутики, в которых предлагается мех высочайшего качества известных брэндов по ценам, по которым еще что-то в Казани можно продать. Далее идет вторая волна, во главе которой «Снежная королева», вокруг нее рассажены «Белка», «Северина», «Сагитта», «Меховой дом». «Мехамания» же находится в такой ценовой стратегии, что предлагает мех практически дешевле всех. Рынок развитый, практически все игроки присутствуют – от верха и до низа.