В условиях экономического кризиса потребительское поведение и предпочтения россиян резко изменились. По данным ежемесячного обзора «Рейтинг торговых сетей FMCG России», подготовленного ИА INFOLine, разочарование ряда покупателей в сетевых магазинах, которые не смогли обеспечить действительно низкие цены, спровоцировало их переориентацию в сегмент «магазинов у дома» и на рынки.
В марте 2009 г. оборот торгующих организаций снизился по сравнению с мартом 2008 г. на 4,5%, в то время как рынков – всего на 1%. В первом квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. оборот торгующих организаций упал на 1,3%, в то время как оборот рынков только на 0,1%. В ИА INFOLine одним из важнейших трендов в развитии розничной торговли называют в качестве ключевого мотива выбора мест покупок фактора «цены» и «переток» потребителей из супермаркетов в гипермаркеты, из гипермаркетов – в магазины у дома и дискаунтеры, а также из сетевых магазинов с высокими ценами – на рынки».
Стремление россиян сохранить докризисный уровень жизни в условиях сокращения доходов, после переориентации на торговые объекты с более низкими ценами вынуждает их сокращать объемы и частоту потребления привычных для них торговых марок и товаров. Потребители пересмотрели структуру потребления с целью экономии средств и рассматривают возможность заменить товары и марки, потребляемые ранее, на более дешевые товары-заменители или продукты более дешевых ценовых сегментов.
Поиск более дешевых торговых точек наиболее характерен для следующих товарных категорий: чай, кофе, какао, яйца, колбасные изделия, сыр, макаронные изделия и др. Меньше и реже стали покупать кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, колбасные изделия, безалкогольные напитки и рыбные изделия, фрукты и полуфабрикаты.
Таким образом, в настоящее время наиболее перспективным форматом для развития выступает «магазин у дома» (к данному формату относятся и дискаунтеры), который может быть эффективно размещен во встроенных помещениях в жилых домах, приходят к выводу аналитики ИА INFOLine.
По данным обзора «Рейтинг торговых сетей FMCG России» наиболее динамично развивались сети магазинов у дома «Дикси», «Пятерочка» и «Магнит». Чистая выручка «Дикси» в первом квартале 2009 г. возросла на 19% по сравнению с показателями аналогичного периода 2008 г., сеть «Пятерочка» показала рост в 34%, а «Магнит» около 36%. Причем «Магнит» планирует в 2009 г. открыть 450 «магазинов у дома» в регионах России.