В России будет зарегистрирован товарный знак BLACK FRIDAY ("Черная пятница"). Такое решение вынесла Федеральная служба по интеллектуальной собственности РФ (Роспатент). Правообладателем станет компания "Блэк Фрайдэй", которая владеет сайтом — агрегатором скидок (BlackFridaySALE.ru), предоставляемых ритейлерами во время "черной пятницы". Ранее Роспатент отказывал в регистрации этого товарного знака, поскольку "черная пятница" — это общепринятый термин, означающий начало глобальной распродажи в конце ноября каждого года. Но по результатам рассмотрения возражения ведомство решило, что традиционная для США акция в России малоизвестна, а именно "Блэк Фрайдэй" была первой компаний, которая провела масштабную распродажу в 2013 году. Товарный знак будет зарегистрирован в информационно-маркетинговых услугах, и, как утверждают юристы, магазины по-прежнему смогут самостоятельно использовать в рекламных акциях словосочетание BLACK FRIDAY. А вот другим сайтам-агрегаторам придется подыскать другое название.

ООО "Блэк Фрайдэй" еще в ноябре 2013 года подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака BLACK FRIDAY. Однако с первой попытки компания получила отказ, поскольку по результатам экспертизы было установлено, что это общепринятый термин, который имеет право использовать большое число производителей и торговых предприятий для продвижения товаров.

"Заявленное обозначение BLACK FRIDAY (черная пятница) представляет собой общепринятый термин, получивший мировую известность, широко используемый различными производителями и означающий начало традиционной глобальной распродажи, которая проводится во многих странах, — говорится в решении Роспатента. — Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке. Термин "черная пятница" появился в 1996 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США, а с 6 декабря 2013 года и в России".

"Блэк Фрайдэй" в 2015 году решила оспорить вердикт Роспатента. Компания утверждает, что россиянам словосочетание "черная пятница" малоизвестно. 

"В России начало новогодних распродаж в "черную", как и любую другую, пятницу, не является традицией, термин Black Friday известен лишь ограниченному кругу людей, проживающих в мегаполисах и часто бывающих в США и Западной Европе и приобретающих там товары; заявленное обозначение не ассоциируется у большинства российских потребителей с началом сезона скидок и воспринимается ими как фантазийное", — уверены в компании.

Кроме того, "Блэк Фрайдэй" напоминает, что именно эта компания впервые в России организовала базу данных с информацией о скидках в "черную пятницу".

"Никакими другими компаниями в 2013 году акции под названием Black Friday, а также реклама в средствах массовой информации с таким обозначением не проводились", — говорят в компании.

Домены же, которые сейчас содержат в своем составе слово blackfriday, были зарегистрированы после даты подачи заявки ООО "Блэк Фрайдэй" в Роспатент.

В итоге коллегия Палаты по патентным спорам Роспатента согласилась, что известное словосочетание "является изначально фантазийным", а экспертиза не привела ссылок на словари и справочники, где бы BLACK FRIDAY фигурировало в качестве термина.

Кроме того, регистрация товарного знака будет осуществлена только в отношении информационно-маркетинговых услуг. Таким образом, права торговых организаций не будут нарушены.

"Приведенные в перечне услуги 35-го класса МКТУ (Международная классификация товаров и услуг), в отношении которых испрашивается правовая охрана, а именно: "агентства по коммерческой информации; ведение автоматизированных баз данных; изучение рынка; информация и советы коммерческие потребителям [информация потребительская товарная]; исследования маркетинговые; сбор информации в компьютерных базах данных; сведения о деловых операциях; систематизация информации в компьютерных базах данных; услуги по сравнению цен", относятся к информационно-маркетинговым услугам, которые оказываются потребителям в сети интернет для поиска более выгодной информации о скидках, то есть они не являются услугами предприятий торговли по распродаже товаров", — говорится в решении Роспатента.

Роспатент вынес решение о регистрации 25 декабря 2015 года, и в ближайшее время сведения будут внесены в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Как пояснила партнер адвокатского бюро "Коренной и Партнеры" адвокат Анна Савинова, магазины действительно смогут самостоятельно использовать словосочетание Black Friday в своих интересах.

— Регистрация товарного знака не дает ООО "Блэк Фрайдэй" монополии на проведение рекламных мероприятий и акций под одноименным названием, — говорит Савинова. — Согласно решению Роспатента, товарный знак BLACK FRIDAY будет зарегистрирован компанией ООО "Блэк Фрайдэй" для ограниченного перечня услуг 35-го класса МКТУ — это исключительно информационно-маркетинговые услуги. Услуги рекламные и организация рекламных мероприятий, таких как одноименные акции в магазинах, были исключены из перечня услуг в процессе регистрации знака BLACK FRIDAY. А значит, магазины смогут проводить акции BLACK FRIDAY.

При этом, по словам адвоката, сайты-конкуренты ООО "Блэк Фрайдэй", скорее всего, будут вынуждены использовать другое название.

— С сайтами — агрегаторами скидок вопрос неоднозначный, зависит от вида услуг, которые они оказывают своим контрагентам. Например, деятельность интернет-магазинов не охвачена регистрацией этого товарного знака, — сказала Савинова.

С 2014 года распродажа конца ноября в России стала более глобальной, и в последние 2 года было организовано множество сайтов — агрегаторов скидок — blackfridayrussia.com, blackfriday.ru, BlackFridayRussia.com, blackfriday.promokodabra.ru, black-friday.sale и пр.

Официальный представитель проекта promokodabra.ru, который проводит "черную пятницу", Ирина Герасименко считает странным решение Роспатента.

— В заключении Роспатента сказано, что в 2013 году никто, кроме ООО "Блэк Фрайдэй", не проводил распродажу. Данное утверждение представляется не совсем верным, так как мы начали проводить "черную пятницу" именно в 2013 году. Мы будем продолжать работать на рынке в соответствии с законодательством РФ и учтем существование данного патента при планировании акций в 2016 году. Будем ли мы заниматься дальнейшими разбирательствами по этому вопросу, пока неизвестно. И всё же странно, что во всем мире распродажу Black Friday может проводить каждый, а в России — только одна компания, — говорит она.

По мнению Герасименко, агрегаторы скидок будут расширять понятие "черной пятницы" и устраивать другие акции.

— Всё большую популярность приобретает не просто "черная пятница", а целый "черный ноябрь", так как многие интернет-магазины предоставляют скидки раньше срока (или позже) или вообще проводят свои крупные акции, например "Всемирный день шопинга", который проводил в 2015 году "Алиэкспресс". Именно поэтому рост продаж будет происходить не только в "черную пятницу", но в течение всего ноября, на что, скорее всего, и станут ориентироваться и магазины, и агрегаторы скидок, — сказала она.

Как рассказала Герасименко, для компании регистрация товарного знака BLACK FRIDAY не имеет большого значения, так как "черная пятница" является лишь одной из многочисленных акций, которые проводятся в течение года.

Отметим, что в 2014 году заявку на регистрацию Black Friday подавала и компания "М.видео" (розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники). Как рассказала руководитель управления по связям с общественностью "М.видео" Ольга Кобзарева, Роспатентом было принято решение об отказе в регистрации примерно по той же причине: "словосочетание Black Friday является неохраняемым и представляет собой общепринятый термин".

— Отказ, полученный нами от Роспатента, полностью нас удовлетворил, поскольку целью подачи заявления о регистрации товарного знака было не монополизировать наименование, а иметь возможность его беспрепятственно использовать. И Роспатент подтвердил нам возможность использования обозначения, — говорит она.

Кобзарева опасается, что регистрация товарного знака ООО "Блэк Фрайдэй", возможно, будет ущемлять права магазина.

— Мы, безусловно, выражаем обеспокоенность такой позицией ведомства, так как в ответе, предоставленном как нам, так и ООО "Блэк Фрайдэй", однозначно говорилось о том, что словосочетание Black Friday является неохраняемым и представляет собой общепринятый термин. Для выработки позиции необходимо видеть свидетельство о предоставлении правовой охраны товарному знаку, что будет являться охраняемым элементом, что нет, в отношении каких услуг 35-го класса МКТУ. Мы, так же как и весь рынок, в спорных случаях будем использовать все доступные средства гражданско-правовой защиты своих законных прав и интересов, — заключила Кобзарева.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar