Рынок магазинов товаров для хобби и творчества в России представлен в основном несетевой розницей: небольшими отдельными магазинчиками, павильонами или корнерами, а также — сетями, состоящими из 2-3 небольших по площади и ассортименту магазинов. Еще в этом сегменте работает большое количество онлайн магазинов. Исключение составляет сеть «Леонардо», развивающая шесть магазинов, площадью около 1000 кв.м.
Оценивая рынок российского ритейла для хобби и творчества, в управляющей компании «Финам Менеджмент» отметили, что в целом компаний, ориентированных на развитие в данном направлении довольно много. Помимо огромного количества онлайн магазинов подобного толка оффлайн работают, например, такие фирмы и проекты как «Арт-Карандаш», «Арс Хобби», ARTI (Трест Спецбумснаб), «Художественные материалы», «Сервисторг», «Гамма», «Арт-Мозаика» и целый ряд других». Многие из них располагают и собственными объектами розничной торговли в виде непосредственно магазинов со сравнительно широким ассортиментом или небольших павильонов и корнеров. Кроме того, ассортимент подобных проектов в значительной степени пересекается с ассортиментом различных магазинов художественных принадлежностей, с ассортиментом магазинов канцелярских товаров, и в меньшей степени с предложением магазинов формата house keeping, который также пока мало представлен в России.
Единственным крупным игроком в сегменте магазинов по продаже товаров для семейного досуга, хобби и творчества в России смогла стать сеть «Леонардо». В настоящее время в сети работает шесть магазинов в пяти городах: по одному — в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, Тольятти и два — в Казани.
Первый магазин сети «Леонардо» был запущен в декабре 2007 г. Магазин площадью 1000 кв. м открылся в Москве. «Леонардо» стал розничным проектом инвестиционной компании Sminex. Тогда в 2007 г. Sminex заявляла о планах открыть примерно 70-80 магазинов «Леонардо», первые из которых должны были появиться в Москве. Но в итоге в 2008 г. сеть вышла в регионы, запустив проекты в Тольятти, Казани, Краснодаре и Екатеринбурге. В среднем магазины занимают площади от 1000 кв.м. и более в торговых центрах. В каждом из них представлен ассортимент товаров для домашнего творчества и различных видов ручных ремесел, он насчитывает около 30 000 наименований.
Особенность работы компании Sminex заключалась в том, что она не работает на конкурентных рынках, а стремится занимать свободные ниши. В 2007 г. прямых конкурентов у проекта «Леонардо» в России не было.
Елена Филонова, генеральный директор сети магазинов «Леонардо», сообщила Retailer.RU, что в феврале 2009 г. компанией Sminex было принято решение о закрытии большинства магазинов сети «Леонардо». «В конце марта 2009 г. сеть сменила владельцев и руководителей, в компании была проведена реорганизация, а работа сети была восстановлена. Было принято решение значительно расширить ассортимент традиционных в России видов рукоделия, а именно вышивкой и товарами для шитья и вязания. Также была изменена ценовая политика сети — снижены цены на многие виды товаров», — рассказала Елена Филонова.
Тимофей Фомин, директор по PR инвестиционной компании Sminex, подтвердил, что Sminex закрыла сделку по продаже 100% розничной сети «Леонардо». Покупателем инвестиционного проекта выступила производственно-торговая фирма «Гамма». Сумма сделки обеими сторонами не раскрывается.
В последнее время в сети Интернет стали появляться сведения о найме на работу персонала для проекта компании «Хоум Стэйшн», которая собирается открывать свой первый супермаркет, площадью 1000 кв. м., товаров для дома‚ хобби и творчества.
Развивать пилотный проект — сеть универмагов товаров для дома, хобби и творчества Home station — собирается компания «СанХоз». Универмаги будут открываться в торговых центрах Москвы на площади 1000-1500 кв.м. Открытие первого универмага состоится летом 2009 г. в московском торговом центре «Семеновский» на Семеновская пл. Об этом Retailer.RU сообщил представитель компании «СанХоз». Подробности проекта Home station в «СанХозе» рассказать отказались, сославшись на то, что он еще не запущен.
Компания «СанХоз» работает на московском рынке с 1999 г. Она развивала на территории ТЦ «Семеновский» магазин хозтоваров «Товары для дома», площадью 250 кв. м. В настоящее время компания владеет рестораном, кофейней и магазином спортивной одежды.
Игорь Мариаш, генеральный директор компании «Хоум Центр Россия» (сеть магазинов DIY «Хоум Центр»), оценил инвестиции в открытие подобного Home station универмага так: «Если помещение площадью 1000 кв.м представляет собой только пустую коробку, то отделка и торговое оборудование обойдутся примерно в $70 000-100 000. К тому же понадобятся инвестиции в товар – около $200 000».
Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», по примерным подсчетам оценил объем инвестиций в открытие подобного магазина в $300 000-500 000.
Типичным ритейлером в сегменте магазинов товаров для хобби и творчества можно назвать сеть «Поделка», состоящую из двух магазинов-студий в Санкт-Петербурге. Ассортимент магазина насчитывает около 5000 наименований. Он рассчитан на профессиональных и начинающих мастеров не традиционных видов рукоделия, таких как вышивание и бисероплетение, а на увлеченных хобби новой волны: декупаж, скрапбукинг, мыловарение, квилинг, батик и многое другое.
Сеть «Поделка» создана частными лицами. За 1,5 года было открыто два магазина на арендных площадях в торговых комплексах. Один магазин занимает площадь 50 кв.м., второй — 28 кв.м. В торговом зале магазина представлены материалы для различных видов творчества, 10% ассортимента составляют готовые изделия, сделанные из материалов продаваемых в сети. Также в магазине расположена студия — несколько столов для проведения различных мастер-классов.
Финансовые показатели работы двух магазинов совладельцы сети «Поделка» раскрыть отказались, пояснив лишь, что проект является коммерчески успешным. Инвестиции в открытие подобного «Поделке» проекта Елена Андреева, совладелица сети «Поделка», оценивает в 500 000 — 700 000 руб. на начальном этапе.
По мнению Максима Клягина, аналитика УК «Финам Менеджмент», магазины с ассортиментом для творчества и хобби достаточно узкая, специфическая ниша, но, вместе с тем, она в целом достаточно интересна. «Этот сегмент обладает существенным потенциалом развития и в целом перспективы подобных проектов могут быть весьма неплохими. В России данная индустрия находится еще только на первоначальной стадии своего формирования, но очевидный рост интереса массового потребителя к дизайну интерьеров, развитие культуры хобби в целом в дальнейшем могут стать положительным фактором, стимулирующим более динамичное развитие этого сегмента розничной торговли», — добавил Максим Клягин.
Как сообщила Елена Андреева, ее компания до конца лета собирается открыть третий магазин «Поделка» и развивать бизнес дальше.
Елена Филонова, генеральный директор сети магазинов «Леонардо», рассказала, что в кризис сеть «Леонардо» почувствовала традиционное для всего ритейла снижение потребительского спроса. Она также отметила, что в ближайшие полгода развитие сети не планируется.
Справка:
По мнению ритейлеров, основной целевой аудиторией магазинов для творчества и хобби являются женщины от 25 до 45 лет, а вместе с ними и их дети.
Эталонами хобби-формата в США считаются сети гипермаркетов Hobby Lobby и Michels. По данным сайтов сетей, сейчас сеть Hobby Lobby состоит из 431 магазина, а Michel, работающая в США и Канаде, — из 1018.
Согласно данным исследований американской ассоциации Craft & Hobby Association в США объем этого рынка сейчас составляет около $30 млрд. (по данным УК «Финам Менеджмент»).