В рамках «Недели десятилетия российского ритейла 2000-2010 гг.» топ-менеджеры российских розничных компаний отвечают на три вопроса об отечественном ритейле:

1. Что десять лет назад в российском ритейле было такого, чего уже нет сейчас?

2. Кто больше всего сделал для развития российского ритейла? (Личность десятилетия)

3. Какое событие за это десятилетие (2000 — 2010 г.) стало самым значимым для рынка?

   Владимир Слепов, генеральный директор сети «Коралл»:

1. Главное различие- изменение количества сетевых магазинов и торговых центров. В начале десятилетия, особенно в регионах, почти не было ни того ни другого за редким исключением. Торговля осуществлялась либо на рынках, либо в одиночных магазинах старых форматов. Сейчас же в каждом городе с населением от 100 000 человек работают десятки сетевых магазинов — во многих областных центрах соотношение ТЦ к численности населения один на 20-30 000 человек.

2. Личностью десятилетия, по-моему мнению, можно назвать Сергея Галицкого. Пример построения «Магнита» и превращения в крупнейшую федеральную сеть, предугадывание тенденций рынка, логистика, развитие новых форматов — это образец того «как можно» и «как надо».

3. Мне кажется, что самое значимое то, что вопреки прогнозам начала 2000-х российские игроки не ушли с рынка под давлением международных сетей, а продолжают развиваться и занимать лидирующие позиции во многих сегментах.

 

 

Финансовый директор ГК «Буду Мамой» Роман Ротблат:

1. Рынок был не сегментирован. Работало много мультибрендовых магазинов, в которых было представлено множество разнообразных, в основном, импортных торговым марок. Сейчас все монобрендировано. Все ТМ жестко сегментированы по гендерному и возрастному принципу. Основная торговля, в отличии от сегодняшнего дня, была сосредоточена на рынках и стрит-ритейле.

2.По мне, личность десятилетия — это Олег Тиньков. За какой сегмент рынка бы ни брался, везде его преследовал успех. Мне кажется, что именно он послужил заразительным примером для многих вставших на путь предпринимательства.

3. Конечно, кризис 2008-2009 гг., который стал полной неожиданностью для всех. Всем пришлось учиться и перестраиваться на ходу. Кому-то это удалось, кто-то так и не смог этого сделать. Думаю, такие события должны служить хорошей жизненной школой для бизнеса .

 

 

 Антон Титов, генеральный директор ГК «Обувь России»:

1. Десять лет назад не было федеральных обувных розничных сетей. Сейчас в десятку крупнейших игроков входят две сети, которые созданы в Новосибирске и имеют головной офис в этом городе («Монро» и «Обувь России»). Тогда было много магазинов с вывеской «Обувь», это было, пожалуй, самое распространенное название. Сейчас уже практически таких магазинов не встретишь, особенно в крупных городах.

Кроме того, десять лет назад китайская продукция не занимала столь огромную долю в общем объеме обувного рынка. Сейчас импорт составляет 85-90% рынка, и подавляющая его часть – это обувь, произведенная по аутсорсингу в Китае. В начале 2000-х были крупные российские обувные фабрики, которые производили по 1 млн пар в год и являлись важными поставщиками для обувных магазинов. Сейчас их практически не осталось. Доля российского обувного производства составляет не более 10-15%.

Десять лет назад задача продавцов состояла в том, чтобы принести нужную пару обуви. Качественной обуви было немного, поэтому за ней стояли очереди. Сейчас продавцы превратились в экспертов в области модных тенденций, дизайна, технологий производства, используемых материалов, поэтому их и называют консультантами. В связи с этим возросла роль такого фактора, как качество обслуживания.

Десять лет назад люди приобретали обувь, потому что изнашивалась предыдущая пара, то есть по необходимости. Сейчас же обувь все в большей степени становится элементом стиля и образа жизни (хотя кризис и замедлил развитие данной тенденции). Поэтому все большую роль играют бренды, имеющие четкое позиционирование и широкую аудиторию лояльных покупателей.

Десять лет назад никто толком не думал о программах лояльности. Была просто обычная реклама в традиционных СМИ. Сейчас компании переходят к персонифицированному общению с покупателями. Вводят различные накопительные дисконтные системы, SMS-информирование постоянных покупателей и т.п.

Как ни странно, во многих обувных компаниях в начале 2000-х не было посезонного принципа смены коллекций. Одни модели могли успешно продаваться несколько сезонов в подряд. Потом же с приходом зарубежных брендов в России ситуация поменялась. Сейчас стопроцентная смена коллекций каждый сезон – это привычная практика. А некоторые обувные сети работают даже в режиме fast fashion, когда коллекции меняются чаще, чем раз в сезон.

2. Пожалуй, нельзя назвать одного человека, который больше всего сделал для развития российского ритейла. На обувном рынке это потребитель, который к середине 2000-х поменял свою модель поведения: стал больше требований предъявлять к обувным магазинами, ассортименту, сервисам и т.п. Это стало мощным стимулом для развития обувных брендов.

3. Если мы говорим об обувном рынке, то это кризис, наверное. Именно он открыл новые возможности для развития обувного ритейла. Что имеется в виду? Обувной рынок продемонстрировал свою устойчивость в кризис, по сравнению с другими секторами. Если до кризиса основными объектами инвестиций были рынки продуктового, сотового ритейла, торговля бытовой техникой, то сейчас привлекательным для инвесторов является именно обувной рынок.

Рынок в ближайшие годы будет активно консолидировать, федеральные сети будут расширяться. Будут появляться новые форматы, формироваться и развиваться российские обувные бренды. Конкуренция будет приобретать все больше качественный, а не количественный характер. Кризис явился толчком и для появления нестандартных услуг. Например, именно в кризис мы запустили проект продажи обуви в рассрочку без участия банков. Как показывают результаты работы, проект оказался успешным и перспективным и в посткризисное время. Он стал основой для построения CRM-системы в нашей компании.

Александр Семенов, генеральный директор сети аптек «Первая Помощь»:

1. Начало 2000-х — это дикое развитие розничного рынка, без ярко выраженных лидеров и с наличием огромного количества рыночных ниш. Сейчас количество свободных ниш стало значительно меньше, методы борьбы стали более, если можно так сказать, цивилизованными. Прошли времена вызывающей рекламы и антирекламы конкурентов. С одной стороны борьба за покупателя обострилась, с другой — вышла на другой уровень, скорее стратегический, нежели ситуативный. Кроме того, конец десятилетия отличает от его начала развитие крупных ритейлеров, гипермаркетов (иностранных и отечественных операторов).

2. Я думаю, в каждом направлении был человек или компания, которые «задавали тренд». Например, в фуд-ритейле я бы назвал Андрея Рогачева, основателя «Пятерочки» и «Карусели». Занятие ниши, нейминг и рекламные кампании сделали компании и ее создателю имя. Это, в свою очередь, потом отразилось на сумме сделки за сеть.

3. Значимыми я считаю события, которые оказали влияние на отрасль. В фармритейле — это компания «36,6», которая показала уход от стандарта советской госаптеки и вышла на качественно новый уровень. Из региональных компаний я бы без ложной скромности назвал компанию «Первая Помощь», которая в свое время сделала ставку на фармамаркет и не прогадала. Если говорить о рынке FMCG, то для него стал событием стал выход западных игроков — того же «Стокманна» и Metro Сash&Сarry.

  

Ксения Рясова, президент компании Finn Flare:

1. Десять лет назад была совсем другая культура потребления. Люди делали покупки преимущественно на рынках. Это касалось как продовольственных, так и непродовольственных товаров, в частности, одежды и обуви. Сейчас рынки почти совсем ушли в небытие, даже в регионах теперь сформирована новая культура – посещение торговых центров. Это уже цивилизованные отношения между ритейлером и покупателем, что не может не радовать.

Шопинг превратился в развлечение для всей семьи. Современные торговые центры позволяют каждому найти себе занятие по вкусу. Женщины могут спокойно заняться покупками, в то время как дети будут проводить время в игровой комнате, а мужчины общаться с друзьями за кружкой пива. Торговый центр стал местом проведения совместного досуга для людей разных возрастных категорий, в нем есть кинотеатр, каток, боулинг, игровые автоматы и площадки для самых маленьких. Все это только стимулирует потребителей делать покупки.

2. Конкретного человека назвать сложно. В целом, думаю, что это АКОРТ, члены которого очень много делают для развития бизнеса в России. Само создание этой ассоциации говорит о готовности российских ритейлеров к интеграции и диалогу. Сюда входят крупнейшие российские сетевые компании, которые вместе влияют на выработку важных законопроектов, связанных с розничной торговлей, Содействуют развитию предприятий розничной торговли, построению цивилизованных рыночных отношений в сфере розничной торговли.

3. Строительство торговых центров, развитие сетевой торговли и укрепление брендов — все это говорит о развитии в нашей стране цивилизованного рынка розничной торговли. А это один из признаков развитого успешного государства.

Что ответили на наши вопросы Сергей Галицкий, Александр Малис, Александр Самонов, Евгений Чичиваркин, Игорь Сосин и другие владельцы и топ-менеджеры первой величины российского ритейла читайте в апрельском номере журнала Retailer Magazine.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments