Рынок алкоголя в этом году будет иметь все признаки молодого вина: фиксация продаж всего алкоголя через ЕГАИС вызвала брожение на рынке, рост акцизов, особенно на игристые вина, поднял градус возмущения виноделов, а похмельный синдром может выразиться после введения госмонополии на крепкий алкоголь.

На ланче в Нью-Йорке, посвященном 70-летию ООН, Барак Обама произнес тост за единство наций. Генсек организации Пан Ги Мун и лидеры стран, включая Обаму и Владимира Путина, подняли бокалы с игристым вином. Потом пригубили.

Но Обама при этом держал бокал вина, как ему было удобно, а Путин — по правилам этикета, заметил винный критик Дмитрий Ковалев. "Когда президент одной великой державы держит бокал с элегантностью десятиклассницы, а второй — по правилам этикета, жителям последней остается только радоваться", — выражает надежду эксперт. Он считает это хорошим знаком для начала возрождения виноделия в России. На самом деле перспективы алкогольного рынка страны в 2016 году не столь праздничны, как ооновский корпоратив.

Вино любит добрых

В 2015 году россияне выпили 590 млн л вина (по предварительным расчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), на основе данных Росстата и ФТС). Рост потребления составил 3% к 2014 году. И это единственное из всех алкогольных направлений, в котором отмечается рост потребления.

Игристых вин было выпито 245 млн л — на 7% меньше, чем в 2014-м. Потребление коньяка также снизилось — на 5%, до 110 млн л.

Сегмент вина и коньяка едва не подорвала инициатива главы Минсельхоза Александра Ткачева, ранее отличившегося предложением сжигать и закапывать санкционные продукты. Этой осенью Ткачев предложил запретить импорт иностранных виноматериалов, мотивировав это тем, что некоторые российские винозаводы фактически разливают иностранные вина и производят вино и коньяки из дешевых виноматериалов. Импортные вина и спирты обычно закупаются в Болгарии, Испании, ЮАР.

Против этого предложения выступил Союз виноградарей и виноделов. "У нас виноматериал ввозится, разливается в бутылки и прекрасно продается. Если запретить эту практику, потеряем треть отечественного производства", — пояснил "Газете.Ru" глава отраслевого союза Леонид Попович.
Он не исключил, что запрет Минсельхоза может быть реализован в будущем. Пессимизма рынку добавляет и рост акцизов. Ставки акцизов в 2016 году на вина, произведенные из импортного винограда, составят 9 руб. за литр, на вина, произведенные из отечественного винограда, — 5 руб.

В отношении игристых вин государство ведет себя жестче. Для игристого вина из импортного винограда ставка будет равна 26 руб. Если игристое произведено из отечественного винограда — 13 руб. Переломить сложившийся в России тренд, когда большинство граждан употребляют водку или вино, никак не получается, сетует Попович. Акцизы растут и на водку, и на разного рода ликероводочные подделки, и это толкает цены вверх. Но если государство хочет поднять культуру пития, то акцизы на вино не должны расти такими темпами, отмечают эксперты.

"Вино преимущественно употребляют люди культурные, добрые, красивые и открытые, и таких в России, я абсолютно уверен в этом, становится все больше. Зачем же ставить их перед непростым финансовым выбором: как сэкономить на алкоголе?!" — возмущается Попович.

Водка всему голова

Государство проявляет фаворитизм в отношении водки, считают эксперты. С 2014 года продолжается падение продаж водки, но темпы падения замедлились с 13 до 7,5%, по данным ЦИФРРА. Сопоставимую статистику приводит компания Nielsen.

В 2015 году было выпито около 865 млн л "основного русского напитка". Виски — на порядок меньше — 58 млн л (снижение на те же 7,5% год к году).

Интерес к водке подогревается заморозкой (на уровне 2014 года) акцизов и снижением минимальной розничной цены до 185 руб. за бутылку белоголовой 0,5 л. В 2014 году МРЦ была 220 руб., годом ранее — 170 руб.

По оценке Поповича, государство может поднять водочную "минималку" до 200 руб., фактически до устоявшегося на рынке ориентира из бюджетного сегмента. Ориентировочно повышение может произойти во второй половине 2016 года.

В лучшем случае объемы потребления алкоголя прошлого года будут воспроизведены в 2016 году, считают эксперты. "Основная причина снижения потребления и крепких алкогольных напитков, и легких — падение доходов россиян", — отмечает Попович, добавляя, что этот прогноз строится исключительно на обороте легальной продукции. Теневой рынок исследован недостаточно, чтобы строить прогнозы. Но судя по всему, снижение минимальной цены водки в рознице позволило некоторой части потребителей перейти на потребление легально произведенной продукции, что и отразилось на статистике.

Пиво без экспорта — деньги на ветер

Несмотря на снижение потребления пива и напитков на его основе, именно этот сегмент рынка остается в России самым востребованным.

В прошлом году в России, по данным ЦИФРРА, было выпито 8800 млн л пива.

Снижение потребления пива составило год к году всего 2,5%. Но кроме пива в чистом виде россияне охотно употребляют напитки на основе пива. Такого рода пенной "химии" было выпито лишь немногим меньше, чем вина, — 534 млн л (снижение на 5%). В этом году россияне будут активнее менять структуру потребления алкоголя, единодушны эксперты. В ущерб потреблению вина и игристых вин. "Это общее правило, причем не только для России: в кризисное время снижается потребление вина, публика активнее переходит на более крепкий и более дешевый алкоголь, тут уж не до винных изысков", — говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Впрочем, к этому общему правилу в России добавляется суверенная специфика. Страна вступила в демографическую яму. Начинает взрослеть и потреблять алкоголь поколение 1990–2000-х. Прирост потенциальных потребителей алкоголя снизился примерно вдвое. В винном сегменте демографическая составляющая уже достигла дна, на рынке крепкого алкоголя в полную силу этот тренд отразится еще только в 2017–2018 годах. А на пивном рынке тренд обозначился с 2013 года, отмечает Дробиз. Производители отечественного пива теперь вместе с банкирами и чиновниками разворачиваются на восток. В Китай — там потребление пива растет.

Пить только по системе

Самым негативным, хотя и неизбежным для рынка событием начинающегося года эксперты считают введение ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкогольной продукции. С 1 января 2016 года все магазины, продающие алкоголь, должны быть подключены к системе, фиксировать в ЕГАИС закупки, а с 1 июля 2016 года в ЕГАИС должны отражаться и продажи алкоголя. Традиционно рынок оказался не готов к нововведению. По разным оценкам, на 1 ноября 2015 года к новой системе подключились примерно 5% оптовиков.

В первые месяцы года могут закрыться до 40% торговых точек, продающих алкоголь, прогнозирует Дробиз. Часть розницы наверняка уйдет обратно в тень, уточняет Попович.

"Основные технические проблемы, связанные с ЕГАИС, должны быть сняты в январе 2016 года", — считает Виктор Звагельский, зампред думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. "Если ситуация не улучшится, мы не исключаем введения госмонополии, по крайней мере в отношении крепкого алкоголя", — прогнозирует Звагельский. Этот год будет переломным для рынка алкоголя, считает депутат. Не исключено сближение ставок акцизов в странах Евразийского союза. В случае если договориться с партнерами по ЕАЭС не получится, если дешевый алкоголь из Казахстана или Белоруссии по-прежнему будет "поддавливать" российского производителя, законодатель не исключает отмену свободной торговли алкогольной продукцией между странами — участницами союза. В наступившем году власти планируют усилить борьбу с контрафактной и нелегальной продукцией. Не исключено, что с этой целью будет введено отдельное лицензирование предприятий общепита, торгующих алкоголем, добавляет Звагельский. На этом фоне приятным послевкусием для участников алкорынка может стать тренд на смягчение законодательства в сфере рекламы. По крайней мере, для производителей пива и вина, выпущенного в России. В Госдуме обсуждается законопроект, разрешающий использовать в рекламе алкогольной продукции образы людей и животных, если они являются зарегистрированными товарными знаками. Если в год Обезьяны зарегистрировать, например, образ мартышки и использовать его на этикетке, то продажи, возможно, возрастут.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments