В этом году ОАО "Вымпелком" (бренд "Билайн") возглавил Антон Кудряшов, до этого более трех лет работавший в медийном бизнесе, руководя компанией "СТС Медиа". Во время своего первого визита в Петербург в качестве главы "Вымпелкома" Антон Кудряшов в эксклюзивном интервью рассказал о своем взгляде на телекоммуникационный бизнес и задачах, стоящих перед местным офисом "Билайна".
— Как вы оцениваете положение "Билайна" на Северо-Западе?
— Это второй по величине рынок в России, он очень важен для нас. Наше присутствие на нем осложнялось тем, что здесь был исторический лидер ("Мегафон". — "Ъ"), а мы заходили практически на 10 лет позже. Тем не менее нам удалось завоевать тут четверть рынка. За последний год наша доля в мобильном сегменте выросла на 1%, примерно на столько же — в сегменте мобильной передачи данных, в корпоративном сегменте мы увеличили свою долю с 16 до 20%, а сегменте ШПД — с 9 до 12%. Это доли рынка по выручке. На мой взгляд, хорошие результаты, особенно учитывая гиперконкуренцию на петербургском рынке.
— Не смущает ли вас тот факт, что среди лидеров на рынке ШПД Петербурга есть независимые игроки, которые обгоняют крупных федеральных операторов со всеми их возможностями и ресурсами, в том числе и "Билайн"?
— Рынок ШПД характеризуется низким барьером для входа. В Петербурге работает около 100 провайдеров ШПД. Поэтому в условиях такой жесткой конкуренции с учетом того, что появились мы тут позже остальных игроков, наша третья позиция на рынке ШПД Петербурга нас вполне устраивает.
— Будут ли продолжены сделки на петербургском рынке ШПД?
— Новых приобретений исключать нельзя, но в основном мы планируем развиваться за счет собственных сил.
— По моей информации, в этом году большая тройка, и "Билайн" в том числе, существенно снизила расходы на дилерское вознаграждение, нет ли опасений, что этот шаг приведет к увеличению оттока и снижению объема продаж?
— Раньше крупной частью дилерского вознаграждения была фиксированная составляющая. Сейчас мы практически полностью от нее отказались и перешли к системе разделения доходов. Это должно привести к снижению оттока, улучшению качества абонентской базы и более оптимальному показателю выручки за вычетом стоимости приобретения абонентов. Процесс перевода дилеров на новую систему вознаграждений уже идет.
В целом мы не фокусируемся на gross sales, на мой взгляд, ситуация с продажами сим-карт в России вообще аномальная. В прошлом году всеми операторами в стране было продано 110 млн контрактов, из которых в активной базе осталось только 8 млн. За каждый проданный контракт операторы заплатили дилерам в качестве вознаграждения примерно по $13. Получается, что $1,3 млрд исчезло, или выброшено на ветер, если называть вещи своими именами.
Существует масса мошеннических схем по извлечению у операторов дилерского вознаграждения. Например, можно класть на счет абонентов собственные средства, сохраняя ненулевой баланс и получать за таких абонентов вознаграждение, которое, разумеется, гораздо больше, чем доход, получаемый оператором от такого "абонента".
— Будет ли развиваться монобрендовая дилерская сеть "Билайна" в Петербурге, или увеличение продаж вас уже не сильно интересует?
— Монобрендовая сеть обязательно будет развиваться, она позволяет нам лучше контролировать качество продаж и отток абонентов. Думаю, что в перспективе двух-трех лет все продажи будут идти только через наши салоны. Сейчас в Петербурге монобрендовая сеть насчитывает около 170 точек, и она будет расширена в этом году. Мы продолжаем развивать партнерство с "Евросетью", которая по итогам прошлого года реализовала около 17% от всех наших контрактов. Сейчас перед нами стоит задача увеличить продолжительность жизни сим-карт, продаваемых через "Евросеть", и повысить реализацию высокомаржинальных тарифов.
— Про дилерские схемы жульничества газета "Коммерсантъ" писала еще лет восемь назад, ни для кого на рынке они уже давно не секрет. Почему именно сейчас все озаботились этой проблемой, восемь лет работали, не замечая, а теперь вдруг заметили?
— Честно говоря, не знаю. Я вот пришел в этот бизнес и заметил. Но это шутка. Думаю, шла гонка за абонентской базой, пользователи привлекались любой ценой, и никто не обращал внимания на отток и его негативное влияние на эффективность работы компаний. Сейчас рынок насыщен — в прошлом году за вычетом инфляции рынок не вырос вообще, а доход от сегмента голосовых услуг скорее даже сократился. Поэтому сейчас единственный способ у операторов увеличивать доходность бизнеса — это уже гонка не столько за абонентами, сколько за эффективностью. Кстати, этот процесс порождает новые интересные тенденции. Сейчас все игроки понимают, что в ближайшем будущем у всех будет паритет по качеству покрытия сети, поэтому все начинают задумываться, а стоит ли тратить на это собственные ресурсы, если можно организовать их совместное использование. Развивая инфраструктуру самостоятельно, получить преимущество по качеству надолго в любом случае не получится, но партнерство с другими операторами, пусть и конкурентами, гарантированно позволит сократить издержки.
Думаю, долгосрочная стратегия всех операторов будет заключаться не столько в увеличении, сколько в удержании бизнеса. Исключением будут только быстрорастущие сегменты, прибавляющие десятки процентов в год, например, беспроводная передача данных.
— Сегмент 3G-услуг действительно заметно растет, но доходы, которые получают от них операторы, совершенно непропорциональны увеличению трафика и, соответственно, инвестициям в расширение инфраструктуры, необходимые для обслуживания этого трафика. Выходит, что беспроводная передача данных — хоть и растущий сегмент, но не слишком маржинальный?
— Полагаю, эта проблема будет решаться новым ценообразованием, в зависимости от скорости и объема передачи данных. Уверен, к концу года в этом направлении все игроки предпримут некоторые шаги.
— Когда можно ожидать появления тестовой сети LTE в Петербурге?
— Пока говорить об этом еще преждевременно, частоты еще не распределены, а устройств, поддерживающих эту технологию, фактически нет, но могу сказать, что Петербург для нас второй по значимости город после Москвы, где мы будем развивать LTE в первую очередь.
— Какие основные задачи сейчас стоят перед петербургским филиалом и "Билайном" в целом?
— Прежде всего — повысить эффективность. Сейчас на рынке есть все предпосылки отвоевать часть рентабельности сотового бизнеса, потерянную за последние годы благодаря высокой конкуренции. К тому же, ценовая политика основных игроков уже стала менее агрессивной.
Мы планируем существенные инвестиции в расширение сети в Петербурге и на Северо-Западе в целом, на наш взгляд, это фактор, обеспечивающий рост бизнеса. В этом году выделено 43 филиала, которым поставлена задача войти в паритет по качеству сети с лидерами рынка. Петербург входит в этот список. Точные цифры по инвестициям в Петербург я назвать не могу. Акцент будет сделан на мобильную передачу данных, Северная столица в этом сегменте занимает лидирующие позиции. Если по всей России этот рынок вырос в прошлом году на 43%, то в Петербурге — на 57%.
— Какая рентабельность вас устроила бы?
— Например, на Украине этот показатель составляет 50%. Мне кажется, к этому нужно стремиться, но это вопрос не одного года.
— В рамках этой задачи будет ли сокращаться персонал в петербургском офисе "Билайна"?
— Для снижения издержек у "Билайна" есть более десяти различных инициатив. Основной механизм — перевод ряда функций на аутсорсинг. До конца года мы планируем привлечь внешних подрядчиков для обслуживания сети в пяти различных регионах страны, что существенно снизит расходы компании на оплату труда. В Петербурге этот процесс уже стартовал, мы начали выводить за рамки компании обслуживание сети ШПД. Всего до конца года региональный штат сократится примерно на 10%.