Удорожание импорта, а также массовые задержки платежей привели к уменьшению ассортимента иностранной продукции в сетевых торговых точках в два-три раза. Учитывая, что в ближайшее время ситуация будет ухудшаться, импорт может оказаться «лишним» на полках отечественных магазинов.
Последние годы импортеры уверенно усиливали свои позиции в украинской сетевой рознице. Причин тому было несколько. Во-первых, импорту явно благоволило правительство Юлии Тимошенко. Во-вторых, растущие доходы граждан позволяли им покупать более дорогие товары. По словам директора коммерческого департамента сети «Наш Край» Валентины Булавчук, доля иностранной продукции в общем объеме продаж их сети за последний год увеличилась на 10%. «Это было связано с ростом количества платежеспособных клиентов, которые переориентировались на покупку более дорогостоящей продукции», — отмечает г-жа Булавчук. Сейчас импорт все реже попадает в потребительскую корзину жителей страны. Генеральный директор сети «Фаворит» Надежда Новикова рассказывает, что платежеспособность их клиентов уменьшилась, поэтому они стали отказываться от импортных продуктов: соусов, риса, дорогих сыров. По информации Валентины Булавчук, продажи импортных товаров в магазинах их сети упали в 1,5 раза. «Реализация снизилась по всем группам товаров, однако больше всего пострадали кондитерская и алкогольная продукция», — считает она. Об аналогичной ситуации говорят и импортеры. Коммерческий директор компании Idea to Life, занимающейся поставками оливкового масла и оливок под ТМ Arte Oliva, Виктор Козаков сообщает, что продажи практически застыли. «На сегодняшний день данные товары приобретают единицы», — подчеркивает он. Национальный менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Ян Дженерал Продактс Украина» (кондитерские изделия Lindt) Александр Теслюк добавляет, что за последние четыре месяца реализация их продукции упала в 1,5–2 раза. А поставщики алкогольных напитков иностранного производства отмечают, что, к примеру, продажи конька с января по март снизились в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В торговых сетях говорят, что главной причиной отсутствия спроса является стремительное подорожание импортных товаров. Коммерческий директор «Пакко Холдинга» (сети «Пакко», «Вопак») Сергей Шавлукевич считает, что многие поставщики страхуются и выставляют свои цены из расчета 12–15 грн./$. «В результате импортная продукция подскочила в цене в разы», — утверждает г-н Шавлукевич. Это сделало ее абсолютно недоступной для большинства покупателей. Виктор Козаков добавляет, что в нынешнем году их компания отказалась от импорта оливок, поскольку продавать их по новым ценам практически нереально. «Если еще в прошлом году оливки премиального класса в розничных сетях стоили 17 грн. за банку, то сейчас — 26 грн.», — информирует он. По словам г-на Козакова, аналогичная ситуация наблюдается и с оливковым маслом, стоимость которого повысилась с 60 до 100 грн. за литр. По такой цене оно оказалось не по карману многим покупателям. По словам Александра Теслюка, зарубежные морепродукты, испанская ветчина, сыры подскочили в цене как минимум на 60%. А вступивший недавно в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О таможенном тарифе», который предполагает введение дополнительной 13%-ной пошлины, приведет к еще большему подорожанию продукции в гривневом эквиваленте.
Ритейлоры говорят, что ассортимент импортных товаров на полках супермаркетов уже сократился в два–три раза. Поставщики отмечают, что отчасти это связано с ростом количества неплатежей в украинских сетях, в связи с чем поставщики прекращают отгрузку товаров до полного расчета с ними. Причем если еще в начале нынешнего года проблемы с невозвратами наблюдались лишь у некоторых ритейлоров, то сегодня с такой ситуацией столкнулись практически все сети. Более того, многие импортеры не могут начать отгрузку товаров в сети из-за их требований предоставить рассрочку платежей на 100–120 дней (ранее она не превышала 60 дней). Надежда Новикова отмечает, что сейчас все сети испытывают проблемы с оборотными средствами, поэтому заказывают только быстрооборачиваемые товары первой необходимости. «Многие поставщики хотят работать только по предоплате и не дают товар под реализацию, поэтому мы вынуждены выбирать», — подчеркивает она.
Учитывая, что в ближайшее время ситуация будет только ухудшаться, возможность практически полного исчезновения импорта с полок супермаркетов выглядит вполне реальной. При этом больше всего пострадают товары, которые в нашей стране не выпускаются: корма для животных, оливки, оливковое масло, жевательная резинка и карамель (типа чупа-чупс), энергетические напитки (импорт 60%). Возможное исчезновение грозит элитным сырам, иностранным мясным продуктам, различным морепродуктам. Не исключено, что на полках магазинов могут остаться только несколько наиболее раскрученных иностранных алкогольных брэндов и безалкогольных напитков. В первую очередь под раздачу попадут наименее популярные и неизвестные покупателям торговые марки, которые не проводят широкомасштабные рекламные кампании, вынуждающие клиентов выкладывать средства за изрядно подорожавший товар.