Украинские продуктовые сети не хотят продавать свои магазины российским ритейлерам. Как рассказал "Известиям" глава отраслевой ассоциации "Торговля Крыма", объединяющей местные сети магазинов, Сергей Макеев украинские сети, напротив, расширяют свою деятельность на полуострове: они намерены совместить на полках своих магазинов продукцию, как от российских, так и от украинских дистрибуторов. Как рассказал Макеев сегодняшние переговоры с крупными российскими ритейлерами о выходе на рынок Крыма пока носят предварительный характер. Этой весной прошли встречи ассоциации с X5 Retail Group и "Магнитом". В ближайшие дни, по его словам, планируется визит представителей компании "Утконос".
— Пока все на уровне декларации намерений. На этой неделе должен "Утконос" приехать, они хотят сеть создавать, X5 Retail и "Магнит" тоже приезжали. Никто из украинского ритейла, даже если раньше хотел, то теперь не планирует продаваться, — говорит Макеев. Что же касается строительства собственных магазинов, то пока это невозможно, так как в Крыму действует мораторий на покупку и оформление в собственность земли, начнут оформлять землю только в июле. По его мнению главы ассоциации, первые сети из России смогут с соблюдением всех формальностей появиться в Крыму не раньше 2015 года.
В пресс-службе российского интернет-гипермаркет "Утконос" "Известиям" сообщили, что в ближайшее время открываться в Крыму не планируют.
Также Макеев отмечает, что огромным минусом для российского ритейла являются пока неотлаженные поставки продукции из России.
— Керченская переправа вся работает пока только на туристов, грузовые поставки пустили из Новороссийска в Феодосию, одна платформа вмещает 120 машин, что достаточно много. Но это 8 часов пути. Для скоропортящихся продуктов такая доставка не годится. Поставки из Украины продолжаются без перебоев, крымское правительство идет на компромиссы и позволяет работать с украинскими поставщиками, — говорит он.
По словам эксперта, украинские сети удерживает от ухода перспектива введения особой экономической зоны в Крыму и налоговых льгот для предприятий торговли, к тому же, сотрудничая с поставщиками из Украины, они сегодня предлагают товары по более низким ценам, чем сотрудничающие с российскими поставщиками гипермаркеты Крыма.
— Metro Cash & Carry и Auchan стали работать только с российскими поставщиками и цены на ряд товаров поднялись. Так мясо-молочная группа подорожала на 50%, — говорит Макеев. Глава ассоциации также сообщил, что украинские сети "Сiльпо" (Fozzy Group) и "Фуршет" (входит в одноименную компанию) в ближайшее время планируют налаживать контакты с российскими дистрибуторами, но сохранить и украинские товара на полках своих магазинов. Также поступят и остальные украинские сети работающие в Крыму.
В Министерстве экономического развития республики Крым "Известиям" подтвердили, что пока пропускная способность паромной переправы довольно низкая, что увеличивает время доставки и приводит к удорожанию продуктов.
— Связано это с началом курортного сезона и приоритетностью проезда туристов, — отметили в пресс-службе министерства. Сейчас, как отмечают в ведомстве, идет процесс установления деловых контактов предприятий торговли Крыма с поставщиками из других регионов Российской Федерации.
— Министерство на своем сайте представляет информацию о поставщиках продуктовой группы товаров Российской Федерации готовых к сотрудничеству. Более двухсот предприятий готовы поставлять продовольственные товары, в т.ч. зерновые, овощи и бахчевые, мясо и мясопродукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, муку пшеничную, сахар, масло растительное, специи, консервы мясные и рыбные, чай.
По данным Минэкономразвития Крыма, в настоящее время на территории полуострова функционирует 15 тыс. стационарных объекта торговли, из них: 5,1 объекта по реализации продовольственных товаров; 2,5 тыс. объектов по реализации смешанной группы товаров. В регионах республики функционирует 820 фирменных объектов торговли по реализации продукции крымских товаропроизводителей. Оборот розничной торговли в Крыму в 2013 году составил 40,8 млрд. гривен.
Крупнейшими украинскими игроками на рынке продуктового ритейла в Крыму является компании "Фуршет" (100% доля, согласно базе СПАРК, принадлежит британской компании "Anthousa Limited". В 2007 году СМИ сообщали о том, что 20% компании выкуплено Auchan), Fozzy Group (основным бенефициаром СМИ называют генерального директора компании Владимира Костельмана, крупного бизнесмена Украины, чье состояние журнал Forbes оценивает в 385 млн. долларов) и АТБ-маркет (согласно СПАРК, принадлежит в равных долях предпринимателям Виктору Карачуну, Геннадию Буткевичу и Евгению Ермолову, состояние каждого из партнеров оценивается журналом Forbes в 293 млн. долларов).