Мнение эксперта: Людмила Тарасова, руководитель отдела маркетинга и рекламы компании "Кухнистрой"
— Людмила, назовите наиболее значимые события на рынке торговой недвижимости с 2005 по текущий год.
— Самым значим для меня стало открытие самого большого магазина кухни в России – "Кухнистрой".
— Какие перспективы у рынка в 2007 году?
— Благосостояние населения повышается, потребительский бум набирает обороты, следовательно, на 2007 год у рынка торговой недвижимости самые радужные перспективы развития. Следует ожидать обострения конкуренции, что выгодно в первую очередь потребителю, т.к. заставляет торговых операторов повышать качество услуг, расширять ассортимент и придумывать массу интересных вещей для привлечения и удержания покупателей. Рост рынка торговой недвижимости главным образом будет происходить благодаря появлению новых торговых центров. За счет укрепления среднего класса изменяются покупательские предпочтения населения, побуждающие совершать покупки более качественных товаров в более комфортных условиях. Поэтому рост предложения торговых площадей будет обеспечен достаточным приростом товарооборота, выходом на рынок новых операторов и расширением масштабов деятельности существующих. Арендные ставки останутся на прежнем уровне, что связано с повышением требований к отделке, системам безопасности, организации инфраструктуры. Однако основной всплеск в развитии торговой недвижимости уже прошел, и теперь новым ТЦ будет сложнее находить качественных арендаторов.
— Какие форматы ТЦ наиболее актуальны на сегодняшний день на российском рынке? В чем их недостатки и преимущества?
— Актуальны «идейные» ТЦ, независимо от формата. Если это популярный в настоящее время DIY, то актуально прибавить туда немного сервиса и интерьерных решений, т.к., несмотря на большой ассортимент, покупателю бывает сложно разобраться без грамотного консультанта и пространственно представить будущий интерьер, если паркет находится в одной части центра, а кафельная плитка – в другой.
— Ожидается ли появление новых форматов ТЦ? Какими они будут?
— Ожидается развитие формата DIM, когда торговые центры будут максимально ориентированы на удовлетворение всех потребностей клиента и экономию его времени.
— Считается, что доля сетевых девелоперов, специализирующихся на торговой недвижимости, по-прежнему остается незначительной. Почему так?
— Нельзя сказать, что совсем незначительна. Ведь преимущества развития сетевой торговой недвижимости уже очевидны всем серьезным игрокам рынка. Данный формат дает возможность работать более эффективно, так как многие из функций (разработка концепции, проектирование, строительство, сдача в аренду, управление, реклама и маркетинг) реализуются собственными подразделениями. Чем больше объектов разрабатывается, тем меньший процент арендных платежей каждого центра тратится на содержание собственного аппарата. Упрощается процесс найма новых специалистов и обучения всего персонала. У компании, имеющей один или два центра, подобного потенциала нет. Поэтому неизбежны «провалы» на определенных участках работы или увеличение затрат при не всегда удовлетворительных результатах. Эти и другие преимущества привлекают все большее количество игроков на сетевой рынок. С каждым годом сетевых девелоперов будет больше. Например, "Кухнистрой", после запуска четырех гипермаркетов кухни в Москве, выйдет с той же концепцией в регионы.
— А как обстоят дела с появлением на российском рынке торговой недвижимости новых серьезных игроков?
— Рынок есть рынок, нельзя поставить заслонку и не впустить того или иного игрока. Приходится оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, придумывая яркие идеи и нестандартные решения.
— Каковы тенденции арендных ставок в текущем году? Какими они будут в 2007?
— Ввиду непрозрачности данной темы на рынке недвижимости сложно судить о тенденциях, т.к. даже на территории одного ТЦ арендатор не всегда знает арендную ставку своего соседа. Пока ситуация такова, что все решают переговоры и взаимные выгоды сторон.
— Что такое международный стандарт ТЦ? Какими характеристиками должен обладать объект торговой недвижимости, чтобы ему соответствовать?
— Международного стандарта быть не может, т.к. то, что работает в одной стране, может вызывать негатив в другой, то, как работает персонал в одной стране, может быть неприемлемо для персонала в другой и т.д. Поэтому стандартизировать можно только такие вещи, как площадь ТЦ, вежливость персонала в общепринятом понятии, стандарты преподнесения товара. Остальные стандарты разрабатываются исходя из предпочтений населения того места, в котором открывается ТЦ.
— Каким должен быть сервис в современном торговом центре?
— Сервис должен соответствовать концепции проекта. В любом случае он должен полностью устраивать своих клиентов и вызывать только положительные эмоции.